Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников
Веселая шутливая скачущая
радостная бойкая солнечная
игривая смешная сверкающая
задорная забавная танцевальная
звонкая резвая плясовая
озорная прыгучая улыбающаяся
грустная торжественная стремительная
печальная праздничная вьюжная
жалобная бодрая метельная
тоскливая важная ненастная
скорбная маршевая тревожная
хмурая четкая беспокойная
обиженная отчетливая торопливая
плачущая гордая серьезная
просящая могучая сдержанная
нежная победная таинственная
ласковая мужественная сказочная
задумчивая бесстрашная волшебная
мечтательная боевая колючая
легкая смелая пугливая
светлая отважная опасливая
прозрачная решительная осторожная
спокойная сильная настороженная
добрая богатырская загадочная
приветливая грозная отрывистая
неторопливая военная острая
убаюкивающая солдатская подкрадывающаяся
колыбельная суровая страшная
мягкая строгая злая
плавная уверенная грубая
гладкая храбрая тяжелая
напевная твердая сердитая
протяжная взволнованная недовольная
хороводная встревоженная темная.
2.1. Синтез искусств.
«Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности». Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы. Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:
-Специальный подбор музыкального репертуара;
-Использование синтеза искусств;
-деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре.
Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке сказке в опере и сказке в балете.
Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года
жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.
Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу, служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).
Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.
Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела:
«Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева.
Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».
С появлением программы «Синтез» появилась возможность познакомить детей с жанрами оперы и балета.
Эти сложные жанры искусства весьма перспективны в отношении развития у дошкольников музыкального восприятия и художественной культуры в целом. Знакомство детей с оперой ограничивалось фрагментами: «Три чуда», «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, а балет не был представлен вообще. Эффективность занятий по программе «Синтез» обеспечивают следующие педагогические условия:
- организация интегрированных занятий, включающих различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов и художественной прозы; просмотр слайдов, видеоматериалов; музыкальное движение, рисование);
- ознакомление со спектаклем в целом (просмотр видеозаписи).
Ознакомление с каким-либо произведением проходит на 8-10 занятиях. Для того чтобы облегчить детям знакомство и ввести детей в атмосферу самого балета, можно разработать занятие «На балу у Золушки».
На этом занятии дети не только смотрят сцену из балета «Бал», но и узнают много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления в рисунках.
Исходя из специфики интегрированных занятий, такие занятия проводятся в музыкальном зале. В «Музыкальной гостиной» должны быть созданы все условия для проведения различных видов деятельности: имеется фортепиано, музыкальный центр, видео-двойка, ковровое покрытие, мольберты, стулья. Немаловажную роль играет эстетическое оформление. Зал оформляется в зависимости от темы занятия, времени года и т.д. Музыкальный зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену в деревянную раму вывешиваются панно (в соответствии с темой), нарисованные на ткани нашим художником-оформителем.
Обеспечивается гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного, дидактического и игрового материала. При проведении интегрированных занятий предусматривается появление неожиданностей, что позволяет максимально приблизиться к построению задуманного действия (избушка на курьих ножках, печка, елка, речка и др.), а также появление сказочных героев (Золушка, принц Вальс, Баба-Яга и др.).
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях я использую следующие нетрадиционные методы:
- метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;
- диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;
- игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.
В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия я ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.
Театрализованная деятельность – также важная часть работы с дошкольниками [14, 3]. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребенка. Детский театр – это музыкальный театр. Все постановки спектаклей сопровождаются музыкой, в них много движений, действия. В репертуаре театра могут быть: детские оперы «Репка», «Волк и семеро козлят»; музыкальные сказки: «Дюймовочка», «Осень в лесу»; инсценировки поэзии и прозы, театрализованные игры: «Теремок», концертные программы, встречи в «Музыкальной гостиной», спектакли: «Царевна-лягушка».
3. Анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников.
Программа Н.А.Ветлугиной. В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим программу музыкального воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.
Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий фронтальные (со всей группой), индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.
В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.
Главная задача программы овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.
Репертуар по слушанию музыки в программе Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать наглядные различные пособия литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.
В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».
Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.
Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.
Программа О.П. Радыновой. Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.
«Музыкальное воспитание в детском саду это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.
Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.
Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.
Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке.
Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.
Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные. Наглядно это показано на схеме из методики.
Сравнивая выше указанные программы можно сказать, что они схожи между собой. Как уже говорилось, первые две программы во многом схожи между собой, но есть в них и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки(пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах).Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели.
В программе О.П.Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа Радыновой на взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка желтый цвет, бодрая музыка красный цвет и т.д.).
Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).
Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.
Эта программа отличается также большей вариативностью занятий. Педагог ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке» и т.д.). Форму и структуру занятия педагог выбирает на свое усмотрение.
Изучив данную проблему, проведя наблюдения в дошкольных учреждениях, изучив методики музыкального воспитания дошкольников, можно сделать вывод, что пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий. Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.
На взгляд необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.
Анализ программы М.А. Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства».
Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М.А. Васильевой «Радуга». И методических пособий, М.А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современными требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:
- с какого возраста обучать детей театральной деятельности?
-чему учить и как учитывать возрастные особенности? и т.д.
Ответы на эти и другие вопросы следует, по нашему мнению, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики, накопленном К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым и др. Они одинаково эффективны для всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности их театральной методики, прежде всего в сближении игры актера и игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.
Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития творческой индивидуальности ребенка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы «театра переживания», требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театральной деятельности. Кроме того, иной смысл приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как это было принято ранее, ограничивающая творческую активность и самостоятельность ребенка, а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.
Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства", разработанном с учетом возрастных особенностей детей.
Практическая часть.
Для решения проблемы нашего исследования мы организовали и провели на базе МДОУ № 32 «Светлячок», города Подольска, Московской области, группа старшего дошкольного возраста, количество детей – 20 человек, музыкальный руководитель – Агапова Ольга Федоровна, исследовательскую работу с детьми 5-6 лет.
Работа проходила в два этапа.
1. Этап первый. Констатирующий.
Цель – выявить уровень словаря музыкальных характеристик детей старшей группы. Мы воспользовались примерным перечнем музыкальных характеристик, разработанных О. П. Радыновой.
Мы наблюдали за детьми на музыкальных занятиях во время слушания музыки и фиксировали их ответы после прослушивания:
1. Чайковский П. И. «Болезнь куклы»
2. Чайковский П. И. «Полька»
По наблюдениям была составлена таблица и выявлены критерии оценок:
3 балла (высокий) – развернутая характеристика (3 и более слов) оформленное в развернутом предложении.
2балла (средний) – две характеристики (2 слова) раскрывающие образ.
1 балл (низкий) – одна характеристика (1 слово), затрудняется ответить.
Таблица 1.
Диагностика проявления ладового чувства и музыкальный словарь детей.
№ | Фамилия, имя ребенка |
Ладовое чувство |
Словарь ребенка |
|
«Болезнь куклы» |
«Полька» |
|||
1 |
Блинов Витя |
1 |
2 |
2 |
2 |
Пушная Лиза |
3 |
3 |
2 |
3 |
Вылегжанин Максим |
2 |
3 |
2 |
4 |
Жучкова Таня |
2 |
2 |
2 |
5 |
Капцан Юра |
2 |
2 |
2 |
6 |
Соколова Вика |
1 |
2 |
2 |
7 |
Нестеров Вова |
3 |
3 |
2 |
8 |
Лисицына Соня |
2 |
2 |
2 |
9 |
Шумков Коля |
1 |
2 |
2 |
10 |
Сафонова Ангелина |
2 |
2 |
2 |
11 |
Сапожников Артем |
2 |
2 |
2 |
12 |
Моксина Ксюша |
3 |
3 |
2 |
13 |
Басов Олег |
1 |
2 |
2 |
14 |
Надеждина Настя |
2 |
2 |
2 |
15 |
Новиков Ваня |
2 |
2 |
3 |
16 |
Тельнова Лиза |
3 |
3 |
2 |
17 |
Мозгунов Валера |
1 |
2 |
2 |
18 |
Шмакова Соня |
3 |
3 |
2 |
19 |
Гавриченко Саша |
2 |
2 |
2 |
20 |
Зинкина Лиза |
2 |
3 |
2 |
Вывод: первое наблюдение показало, что умеют и любят говорить о музыке более половины детей. У них наблюдается яркий эмоциональный отклик на музыку, примерно 55% смогли привести две характеристики раскрывающие образ и 45% затруднялись с ответом (невнимательно слушали музыку).
2.Этап второй. Формирующий.
Таблица 2.
Беседы о музыке.
Музыкальное произведение |
Наглядный материал (произ-ия живописи, иллюстрации и т. д.) |
Словесный материал (фраг-ты сказок, былин, стихи и т.д.) |
1. Римский-Корсаков Н.А. «Три чуда», фраг-ты «Белочка», «33 богатыря», «Царевна-Лебедь». | Иллюстрации к сказке о «Царе Салтане …», «Белочки», «33 богатырей», «Царевны-Лебедь». | Фрагменты из «Сказки о царе Салтане и его сыне князе Гвидоне». |
2. Чайковский П. И. «Времена года», «На тройке». | Репродукция картины Успенской С.А. «Русская тройка», иллюстрации изображений времен года. | Стихи Г. Розенталя «Снег сверкает на полях…», С. Маршака «Круглый год». |
3. Глинка М. И. «Баркарола», «Венецианская ночь». | Иллюстрации по тематике – «Венеция», «Карнавал». | Отрывок стих-ия Лермонтова М.Ю. «Венеция», отрывок стих-ия К. Романова «Помнишь, порою ночной…». |
Этот этап исследовательской работы включал в себя использование методик на основе синтеза искусств. Чтобы развивать музыкальный словарь ребенка, нужно воздействовать на его воображение, т. к. музыка – искусство абстрактное. Произведения изобразительного искусства стимулируют творческую фантазию детей, обогащают речь ребенка.
Произведения художественной литературы, подобранные к музыкальным произведениям, также помогают глубже проникнуть в музыкальный образ.
После проведения в течении месяца соответствующих музыкальных занятий составленных по плану музыкального руководителя – Агаповой Ольгой Федоровной и наблюдений за детьми были зафиксированы их ответы. Эти ответы отражены в следующей таблице.
3 балла (высокий) – развернутая характеристика (3 и более слов) оформленное в развернутом предложении.
2балла (средний) – две характеристики (2 слова) раскрывающие образ.
1 балл (низкий) – одна характеристика (1 слово), затрудняется ответить.
Таблица 3.
Диагностика сформированности музыкального словаря детей, с использованием произведений изобразительного искусства и литературы.
№ | Фамилия, Имя ребенка |
Ладовое чувство |
Музыкальный словарь |
||
«Три чуда» |
«Русская тройка» |
«Венецианская ночь» |
|||
1 |
Блинов Витя |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Пушная Лиза |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Вылегжанин Максим |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
Жучкова Таня |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
Капцан Юра |
3 |
2 |
3 |
2 |
6 |
Соколова Вика |
2 |
3 |
2 |
2 |
7 |
Нестеров Вова |
3 |
3 |
3 |
3 |
8 |
Лисицына Соня |
3 |
3 |
2 |
2 |
9 |
Шумков Коля |
2 |
3 |
2 |
2 |
10 |
Сафонова Ангелина |
3 |
2 |
3 |
2 |
11 |
Сапожников Артем |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
Моксина Ксюша |
3 |
3 |
3 |
2 |
13 |
Басов Олег |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
Надеждина Настя |
3 |
3 |
3 |
2 |
15 |
Новиков Ваня |
3 |
2 |
3 |
2 |
16 |
Тельнова Лиза |
3 |
3 |
2 |
2 |
17 |
Мозгунов Валера |
2 |
2 |
2 |
2 |
18 |
Шмакова Соня |
3 |
3 |
3 |
3 |
19 |
Гавриченко Саша |
3 |
3 |
2 |
2 |
20 |
Зинкина Лиза |
3 |
2 |
3 |
2 |
Выводы: повторная диагностика показала, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Примерно 65% детей усвоили пройденный материал, а остальные 35% подтвердили свои знания.
По результатам первичного и вторичного исследований были составлены диаграммы в которых хорошо видны изменения накопившихся знаний детей в период диагностирования.
Рис. 1 Результаты первичной диагностики ладового чувства и музыкального словаря детей.
Рис. 2 Результаты контрольной диагностики ладового чувства и музыкального словаря детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Следовательно, художественно-педагогическая идея способствует созданию различных проблемных ситуаций, формирует эстетические идеалы, развивает познавательные интересы, стимулирует творческое воображение и фантазию детей, развивает ассоциативность их мышления.
Принципиально важным становится то, что художественно-педагогическая идея позволяет педагогу вывести учебную тему в ее воспитательный пласт. Кроме того, она является своеобразным творческим замыслом занятия, может иметь различное воплощение и в музыке, и в поэзии, и в живописи, и в драматическом искусстве.
Представляется важным, чтобы педагог умел подбирать музыкально-дидактический репертуар, словесный текст и воплощать их в форме игры-драматизации, которая создает необходимую атмосферу для восприятия художественного материала и постижения Духа музыки.
Таким образом, с помощью контрастных по характеру музыкальных произведений, каждое из которых наполнено определенной атмосферой, своеобразным сочетанием видов художественно-творческой деятельности школьников, с помощью театрализованной формы проведения интегративного урока создается «симфония» атмосфер.
Создание Духа музыкального занятия это творческая задача каждого педагога-музыканта, для решения которой необходимо иметь художественное чутье, педагогическую интуицию, владеть элементами сценического мастерства и режиссуры, уметь внутренне перевоплощаться, а также учитывать эмоциональный, интеллектуальный и музыкальный уровень развития дошкольников конкретного возраста.
Следовательно, организация интегративных музыкальных занятий в условиях взаимодействия и синтеза искусств поможет создать оптимальные условия для раскрытия многосторонних художественных способностей и установок дошкольника, будет способствовать формированию сотворческой деятельности и гуманизации отношении педагога-музыканта и его воспитанников.
Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творчество» как качество личности.
Объект нашего исследования – провели музыкальные занятия с дошкольниками старшего дошкольного возраста. Данный объект был рассмотрен нами на предмет построения музыкальных занятий на основе принципа искусств.
Проблема нашего исследования – создали условия для использования на занятиях различных видов искусств.
Цель нашего исследования – доказали роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников.
Задачи нашего исследования:
- проанализировали учебно-методическую литературу по данной проблеме;
- определили возможности музыкального словаря ребенка в старшем дошкольном возрасте;
- организовали исследовательскую работу на базе МДОУ №32 «Светлячок» города Подольска, Московской области, старшей группы и решили нашу проблему;
- провели статистическую обработку результатов исследования и сделали выводы.
Методы нашего исследования – мы наблюдали за детьми, провели беседы, провели статистическую обработку результатов исследования.
База нашего исследования – Московская область, город Подольск, МДОУ №32 «Светлячок», группа старшего дошкольного возраста, количество детей – 20 человек, музыкальный руководитель – Агапова Ольга Федоровна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Абдуллин Э.Б, Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., АКАДЕМА, 2004
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1985
3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., АКАДЕМА, 2002
4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., ВЛАДОС, 2000
5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1989
6. Боровик Т. Пути педагогического творчества // Музыкальный руководитель. – 2004, №3, с. 27-35
7. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой М.: 1998
8. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей Л:1961;
9. Бекина С.И. Музыка и движение М.:Просвещение, 1984
10. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду М.: Просвещение, 1988
11. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. Дошкольное воспитание. 1967 №12. стр. 73-75
12. Крылов Е. Школа творческой личности. Дошкольное воспитание. 1992 №№ 7,8. стр. 11-20
13. Левин В.А., Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993
14. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. М, 1982
15. Полуянов Д., Воображение и способности. М.:3нание, 1985. 50стр.
16. Гераскина Л. От этюда к спектаклю // Музыкальный руководитель. – 2006, №4, с. 17-21
17. Горяева Н. Как вырастить творческую личность // Музыкальный руководитель. – 2005, №4, с. 17-22
18. Кондратьева Л.Р. Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников // Открытый урок. 2009, № 8, с. 45-48
19. Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка // Музыкальная палитра. – 2004, №3, с. 3-5
20. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э. Интегрированное занятие для детей 5-7 лет // Музыкальная палитра. – 2006, №5, с. 3-6
21. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). 2001, №6, с. 12-20
22. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1989
23. Герасимова К.П. Тематическое занятие для детей 5-7 лет // Музыкальная палитра. – 2005, №4, с.3-5