Музыка как средство эстетического воспитания
ВВЕДЕНИЕ
В Послании Президента Казахстана Н.А.Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года, говорится «… что к 2020 году все дети, как в городской, так и в сельской местности, будут охвачены дошкольным воспитанием и обучением. У нас имеется огромный потенциал государственно – частного партнерства. Частные семейные детские сады и мини- центры – это альтернатива государственным учреждениям. Поручаю Правительству совместно с акимами разработать и уже в первом полугодии текущего года приступить к реализации специальной программы «Балапан», направленной на повышение обеспечение детей дошкольным образованием и воспитанием». [1]. На современном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромная задача воспитать всесторонне развитую личность. Немаловажную роль в этом играет эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [2].
Т.Н.Доронова, Б.О.Арзанбаева, Т.А.Левченко в программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар» уделяется большое внимание эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. В программе говорится о пробуждении у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности (природе, живописи, декоративно-прикладного искусства, музыке) уже со второй младшей группы [3].
Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь[4].
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Такой аспект можно проследить в работах Оразалиевой М.А., Еламановой С.А., Сулейменовой Б.Р, Мендаякова К.М., Праслова Г.А., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Они считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств, утверждают, что для гармонического развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формирует представление о добре, красоте, духовных ценностях[4].
Цель исследования: рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания дошкольников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: музыка как средство эстетического воспитания дошкольников.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
2) показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;
3) проанализировать программный материал по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;
4) рассмотреть методику эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.
Метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме курсовой работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей [5].
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания [5].
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного [6].
Исследованиями в области данного вопроса занимались извесный русские и казахстанские педагоги. С.П.Баранов определяет эстетические воспитание как воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов, убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того,что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое воспитание формирует у дошкольников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого,безобразного,низменного,а также посильно проявлять себя в искусстве [7].
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение [8].
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей [6].
Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности [6].
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса [8].
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Эстетическое воспитание – это не только расширение кругозора,списка прочитанных книг,увиденных кинофильмом,услышанных музыкальных произведений.Это организация человеческих чувств, духовного роста личности,регулятор и корректив поведения.Если оморальный поступок отталкивает человека своей антиэстетичностью,если ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда-это говорит о его высоком эстетическом развитии. И наоборот,есть люди,которые читают романы и стихи,посещают выставки и концерты,осведомлены о событиях художественной жизни,но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Чувство изящного, писал В.Г.Белинский,- «есть условие человеческого достоинства......Без него, без этого чувства, нет гения,нет таланта,нет ума.Кто не полюбил стихов смолоду,кто видить в драме только театральную пьесу,а в романе-сказку, годную для занятие от скуки,-тот не человек......Эстетическое чувство есть основа добра,основа нравственности » [9].
Казахский педагог-просветитель Ахмет Жубанов в 1958 году писал: «Проблема эстетического воспитание В Казахстане имеет особое значение и требует коренной постановки.К этой работе должно быть привлечено и Министерство просвещения.Усиление внимания к эстетическому воспитанию подрастающего поколения ведет к росту числа молодых,увлеченных творчеством.Только воплотив реальность слова «Искусство принадлежит народу»,мы считаем,что работу по эстетическому воспитанию мы вели правильно » [10].
Султанбеке Кожахметов в переодической печати подчеркивает роль эстетического воспитания в системе образование: «Эстетическое воспитание ставит своей целью приобщать детей к прекрасному,раскрывать тайны непознанной красоты,чтобы превращать «вещь в себя» в «вещь для всех». Эстетическое воспитание совершенствует природу человека, возбуждает высокие чувста, приучает пользоваться сокровищницами искусства. Следовательно,сам педагог должен быть воспитанным эстетически. Если педагог сам хорошо разбирается в красивом,прекрасном,изящном,тогда он сможет раскрыть эстетические свойства предметов и явлений перед учащимися. К тому же педагог обязан знать как теоретические,так и практические законы творчества,уметь создавать прекрасное,изящное на деле. Кроме того, педагогу следует быть осведомленным в детской психологии,и также в частной методике ряда предметов [11].
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
Таким образом, эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Цели эстетического воспитания преследует выполнение главных и основных общественных задач. К ним относится развитие положительных свойств человека, наглядное разъяснение детям,в чем заключается прекрасное.
музыка эстетический воспитание дошкольник
1.2 Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом [12].
Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения [12].
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность [13].
Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце [13].
С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
Одной из важных задач эстетического воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а через него — ко всему окружающему (природе, труду, быту).
Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус [14].
В детском саду важно развивать эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.) [8].
Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей [6].
Решая задачи эстетического воспитания дошкольников, важно учитывать существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки эстетических качеств. Прежде всего у детей развивают способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т.д.), человеческие переживания [12].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Анализ программного содержания по музыкальному воспитанию дошкольников
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленный на возрождение духовной, культурной, созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения. [12].
В этой связи основной задачей общественности, семьи и детского сада является воспитание гармонически развитой личности с социальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа. Вследствие чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования, должны включаться в реализацию этой фундаментальной цели общества и разработать принципиально новые формы воспитания и обучения [2].
В настоящее время дошкольным учреждениям предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения детей. Учитывая актуальность проблемы формирования у детей предшкольного возраста эстетического восприятия природы, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах. Программа является государственным документом, определяющим направление организации воспитательной работы в дошкольных учреждениях республики. Каждый воспитатель обязан всесторонне и глубоко изучить содержание программы и подготовиться к работе по ней [13].
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан обеспечивается организацией надзора за дошкольным воспитанием и обучением, требованиями к педагогическим кадрам, повышением их квалификации и переподготовкой, систематической оценкой уровня развития ребенка. Педагогическую работу с детьми в организациях дошкольного воспитания и обучения и группах предшкольной подготовки осуществляют педагоги со специальным высшим, средним педагогическим образованием.
Образовательная область «Творчество»
Цель: формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса, развитие культуры творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста.
Базовое содержание образовательной области «Творчество» реализуется в организованной учебной деятельности:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- музыка.
Образовательная область «Творчество»:
- предоставлять ребенку возможность свободно выражать свои творческие замыслы;
- обеспечивать условия для продуктивной, изобразительной деятельности ребенка;
- изучать интересы, склонности своего ребенка и стимулировать их развитие;
- наблюдать природные явления, воспитывать эстетический вкус, интерес к произведениям искусства;
- слушать литературные, музыкальные, фольклорные произведения казахского народа и других народов;
- создавать ситуацию успеха;
создавать возможности для творческого роста ребенка, изучая его способности и склонности.
«Типовая программа воспитания в детском саду» предусматривает физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Воспитание осуществляется в активной детской деятельности – в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой [15].
Программа Балбобек разработана в соответствии решения № 11/1/1 от 26.10.1996 коллегии Минобразования РК. При разработке программы за руководство взяты основные положения Закона РК «Об образовании» (1992 г.) Одно из главных мест в программе занимает музыка. Под влиянием музыки у детей дошкольного возраста формируются координированные музыкально-ритмические движения. Основная задача этого возраста заключается в воспитании у детей согласованности движений с музыкой. В течении года дети должны научиться заинтересованно слушать музыку, эмоционально на неё отзываться, ориентироваться в знакомых пьесах, узнавать их, коллективно петь несложные песни, согласованно выполнять несложные гимнастические, танцевальные, образные движения [17].
Учить слушать песни и пьесы разного характера. Побуждать слушать песни в исполнении педагога. «Сегодня праздник » Ж. Тезекбаева, «Праздничная» Т. Попатенко, «Казан» («Октябрь») К. Шилдебаева. У детей старшего дошкольного возраста движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влияет на физическое развитие ребенка. Воспитывать устойчивый характер и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Учить различать смену характерных музыкальных произведений – веселый, торжественный. «Колыбельная» Г. Свиридова, «Колыбельная» казахская народная мелодия Е. Брусиловского, «Ажемнiн алдиi» Е. Кусаинова. В подготовительной к школе группе нужно учить детей различать образы в программной музыке. «Ауылдагы той» Е. Брусиловского, «Марш» С. Прокофьева, «Вальс» Н.Леви. Учить исполнять песню нежно, ласково, легким подвижным звуком [17].
Программа «Балбобек» является государственным документом, определяющим направление организации воспитательной работы в дошкольных учреждениях республики. Каждый воспитатель обязан всесторонне и глубоко изучить содержание программы и подготовиться к работе с ней.
Таким образом, анализируя програмный материал можно сделать вывод, что будущее народа зависит от отношения к детям – от их прав и обязанностей. Вследствии чего дошкольные учреждения, как основное звено системы непрерывного образования, должны включиться в реализацию этой фундаментальной цели общества и разработать принципиально новые формы воспитания и обучения.
2.2 Методика эстетического воспитания дошкольников посредством музыки
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств. Они утверждают, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях [18].
Педагог знакомит детей со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т.д. Дошкольники учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения. Развитие у детей способности определять характер музыки, ее выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов в музыке [12].
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Так, в песне «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко) рисуется картина осени. Мягкая, неторопливо звучащая мелодия песни вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы [19].
Совсем другое настроение, связанное с образом весны, передано в песне «Пришла весна» (муз. 3. Левиной, сл. Л. Некрасовой). В ней слышится пение птиц, журчание ручья, чувствуется тепло весеннего солнца. Широкая напевная мелодия этой песни как бы приглашает слушателя полюбоваться картинами родной природы — зеленью лесов, высокими горами, морями, солнечными долинами, цветением садов [19].
Дети способны под музыку передавать с помощью выразительных движений образы разных животных: лисы в пьесе «Это лиса» (муз. В. Косенко), веселых медвежат в пьесе «Пляска медвежат» (муз. М. Красева), жеманного котика и сердитого козлика в пьесе, «Котик и козлик» (муз. Е. Тиличеевой) и др. Слушая музыку, дети пытаются передать настроение и определенное отношение автора музыки к персонажу в своих движениях, подчеркивающих особенности, характер того или иного персонажа. В результате у них постепенно складывается и свое отношение к этим образам [20].
Педагог развивает у ребенка способность сравнивать и оценивать наблюдаемые явления с эстетических и нравственных позиций. Взрослый влияет на характер эстетических переживаний ребенка, на его отношение ко всему, что тот видит, воспринимает. В каждом конкретном случае педагог выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми. Одной из них является организация наблюдений за природными явлениями во время экскурсий, прогулок, бесед. Цель таких наблюдений — научить воспитанников всматриваться в окружающее, замечать красивое в природе, воспитывать бережное отношение к ней, расширять знания и представления детей о различных природных явлениях [8].
Наблюдая природу в естественных условиях (на участке детского сада, на прогулке в парке, во время экскурсии на соседнюю улицу), дети с помощью педагога стараются отмечать сезонные изменения в природе, разнообразие красок, звуков и форм. Например, ранней весной они наблюдают пробуждение природы от зимнего сна, замечая, как тает и чернеет на солнце снег, текут сосульки, звенит весенняя капель. Позднее — как начинают набухать почки на ветках деревьев и появляются из земли первые зеленые ростки. Наблюдая все это, они как бы слушают «музыку» весны [21].
Осенью, гуляя в парке, дети собирают разноцветные листья, рассматривают их форму, красочные узоры, прислушиваются к звукам осенней природы — шуму ветра, шелесту листьев.
Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях) [21].
После исполнения песни «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко) дети подготовительной к школе группы попытались с помощью детских музыкальных инструментов передать настроение, которое возникло у них под влиянием исполнения песни. Плавно водя рукой по мембране бубна, они имитировали шуршание листьев, падающих на дорожки парка. Более активными движениями они изображали шум ветра. Некоторые дети попытались изобразить на металлофоне скучный осенний дождик, повторяя один и тот же придуманный ими несложный ритмический рисунок [19].
Кроме непосредственного наблюдения за природой, педагог может организовать и просмотр диапозитивов, диафильмов, фотографий, репродукций с картин художников, на которых изображены разнообразные картины природы. Этот специально подобранный педагогом материал учит детей видеть красоту и своеобразие природных явлений — сочную зелень лесов, красивый изгиб веток деревьев, красногрудых снегирей, живописно зайчишку, которому холодно в лесу зимой, и рисуют избушку, в которой он может спрятаться и согреться. Свое отношение к изображаемым персонажам дети передают не только в рисунках. В играх, плясках, хороводах они изображают характерные движения птиц, зверей, подбирая выразительные движения, согласующиеся с музыкой [22].
Педагог может предложить детям неожиданную, поисковую ситуацию, когда необходимо самим подобрать выразительные движения, характерные для того или иного персонажа, инсценировать содержание знакомой песни и т. д. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов эстетического отношения ко всему, что их окружает.
Использование репродукций с картин художников, стихов, фрагментов из художественной литературы во время восприятия музыки на музыкальных занятиях усиливает художественные впечатления детей, вызывая разнообразные ассоциации [23].
Во время слушания инструментальной пьесы «Море» (из вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») детям предлагалось одновременно рассмотреть репродукцию с картины И. Айвазовского «Среди волн», изображающей грозное бушующее море. Дети отметили вначале тревожное, но негромкое звучание музыки. Постепенно оно становилось грозным, словно огромные волны накатывались на берег, а затем снова отступали [24].
Известно, что восприятие инструментальной музыки, где отсутствует литературный текст, довольно сложно, поэтому иногда можно использовать прием включения художественного текста, соответствующего содержанию музыки. Это помогает детям лучше почувствовать характер музыкального образа. Например, перед исполнением пьесы П. Чайковского «Песня жаворонка» педагог читает строчки из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Текст в этом случае помогает детям представить яркую картину весны, услышать беззаботное пение жаворонка. Впоследствии дети стремятся отобразить свои музыкальные впечатления, свое отношение к музыкальным образам в рисунках. Они рисуют море, маленького жаворонка или других полюбившихся им персонажей [25].
В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы: грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной.
Планируя самостоятельную художественную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, и поощряет их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы, импровизациям на детских музыкальных инструментах [26].
Таким образом планируя работу, занятия по музыкальному и эстетическому воспитанию, педагог использует в своей работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по эстетическому воспитанию дошкольников.
Курсовая работа достигла цели, а именно – музыка была определена как одно из важнейших средств эстетического воспитания дошкольников.
Поставленные задачи были решены при выполнении работы: была рассмотрена сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста; музыка рассмотрена как средство эстетического воспитания дошкольников; проанализирован анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников; рассмотрена методика эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни.
Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.
В исследованиях современных казахстанских педагогов Ш.Майгарановой, К.Аймагамбетовой убедительно показано, что музыка является одним из самых основных, значимых средств в формировании эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года. Петропавловск, 2010. – 40с.
2. ГОСО РК 1.001. 2009 Дошкольное воспитание и обучение.Основные положения.-Астана,2009. 31с.
3. Кайнар: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях детского сада / Т.Н.Доронова, Б.О.Арзанбаева, Т.А.Левченко и др. Науч. рук. Т.Н.Доронова. – Алматы: «Просвещение-Казахстан», 2007. – 88 с.
4. Темирбекова А.С. «Казахское музыкознание» М.: Композитор, 1996. – 225 с.
5. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Академия, 2001. – 76 с.
6. Волынкин В.И. Художественно эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
7. Педагогика. Учебное пособие. С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воянкова, В.А.Сластенин.- М.: Просвещение. 1981. 367 с.
8. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
9. Белинский В.Г. Собрание сочинений Т.1 М.: Педагогика 1971. 220 с.
10. Жубанов А.Веки казахского искусства.Алма-Ата.1958 //Антология педагогической мысли Казахстана.Алматы:Рауан.1995. 512с.
11. Кожахметов С.Вопросы педагогики.//Антология педагогической мысли Казахстана.Алматы:Рауан. 1995. с. 512.
12. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. М.: Академия, 2007. – 320с.
13. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. – 284с.
14. Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. 188с.
15. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Курбатовой Р.А. и Подъякова Н.Н. – Алма-Ата: Мектеп, 1988. – 228с.
16. Программа «Балбобек». Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им.И. Алтынсарына, 1999. 180с.
17. Фадеева С. Музыка – как объединяющее начало в эстетическом развитии // Дошкольное воспитание. 2007. № 7. – С. 53-64
18. Захарова А.А. Музыкальное восприятие образов природы – средство эстетического и экологического воспитания // Музыка в школе. – 2007. № 6. – С. 43-47
19. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. – 384с.
20. Наблюдение детей в природе /сост. А.Ф.Мазурина. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 3-е с перераб. и испр. М.: «Просвещение», 1976. – 124 с.
21. Зарецкая Н.В. Праздники развлечения в ДОУ. Практическое пособие, 2-изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.
22. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1998. – 322с.
23. Учите детей петь / Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
24. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Бiз мектепке барамыз».-Астана,2009. 99 с.
25. Педагогический словарь под редакцией Б.М Бим- Бад.-М.:Большая российская энциклопедия.Просвещение, 2003. 312 с.
26. Джердималиева Р.Р. Музыкальное образование в Казахстане. – М.:Алматы, 2007. – 271с.
Приложение А
«В гостях у феи Красоты»
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель (читает стихотворение В.Даувальдера).
Как воздух чист! Как небо ясно!
Нет! Утро года так прекрасно,
Что лето, осень и зима
Сильнее не пленят меня!
Почему весну называют утром года? (Ответы). Утром солнышко без устали рассылает свои золотые лучи – будит землю. А зимний сон, в который была погружена природа, крепок и долог. Много придется потрудиться солнцу красному, пока растопит оно лед да снег, обогреет землю-матушку, вызовет на белый свет первую изумрудную зелень, разбудит обитателей полей и лесов.
«Утро» так называется музыкальное произведение, которое я предлагаю вам прослушать. Написал его норвежский композитор Эдвард Григ. (Слушание.) попробуйте спеть красивую, нежную мелодию этого музыкального произведения. Правда она легко поется? Какими музыкальными приемами пользуется композитор для выражения настроения картины восходящего солнца? (Звучание музыки то мягкое и легкое, похожее на первые ласковые лучи; то яркое, пышное, красочное и торжественное – солнце поднимается выше и выше; и вся земля предстает в золотом его сиянии.)
Изобразите пластикой рук, тела, жестами, мимикой картину восхода солнца, используя услышанную музыку. (Дети выполняют задание.)
Покажите цветом динамику звучания этой музыки. Как будет меняться цветовая насыщенность на протяжении всего звучания? Используйте для этого любые имеющиеся средства (кубики, мозаику, модели цветовых кругов, зонтиков, краски и т.д.) с максимально возможной цветовой «растяжкой».
А вот еще одно произведение о весне. Попробуйте определить , кто его автор. Он вам уже знаком. (Слушание музыкального произведения А.Вивальди «Весна».) Прозвучала первая часть одного из концертов для скрипки с оркестром из цикла «Времена года» великого итальянского композитора Антанио Вивальди, которая называется «Весна» . в этой музыке можно услышать, как бурно и радостнот пробуждается природа. Основная тема этой части концерта праздничная и ликующая. Настроение музыки часто меняется (под стать весенней природе) – то холодные, грозные порывы, то прозрачная, жалобная неуверенность. Даже переклички и пение птиц звучат по-разному – то светло и радостно-вопросительно, то (после вновь появляющейся ликующей темы) жалобно и грустно-взволнованно.
В средней части музыка звучит угрожающе; страшно, будто возвращаются зимние ветры, навевают воспоминания о ненастье. Слышатся мечущиеся, жалобные интонации птичьих голосов, завывания ветра.
Но недолго бушевала природа. Вновь радостно прорываются ликующие интонации весна восторжествовала! Подумайте и скажите: характеру, какой из известных вам картин И.И. Левитана о весне созвучна эта музыка? (Ответы.)
Послушайте, как поэтично рассказывает о пробуждении природы русский писатель М.М. Пришвин. «Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля.
Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом все долго пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи
…И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат…»
Как внимателен автор к миру природы, сколько необычного увидел он на лесной поляне! Попробуем и мы увидеть то, на что прежде не обращали внимания. Продолжим путешествие по стране Красоты на прогулке! Сделайте вашу весеннюю прогулку необычной: отыщите свою красоту во всем, что увидите. Расскажите о своих находках.