Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Н. УЛЬЯНОВА
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников
Выполнила:
студентка 4 курса заочного отделения
факультета педагогики, психологии и управления
Адаева Н. А.
Проверила:
Судакова В. Е.
Ульяновск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Использование информационно–коммуникативных технологий в учебно–воспитательном процессе в ДОУ
Глава 1.1 Интерактивное оборудование в ДОУ и требования к организации работы с ним
Глава 2. Требования к педагогу компьютерного класса
Глава 2.1 Организационно – методическая работа в ДОУ
Глава 2.2 Игра – основное условие использования компьютера в ДОУ
Глава 3. Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Глава 3.1 Компьютер: ЗА и ПРОТИВ
Вывод
Практическая часть
Список литературы
Введение
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду — в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы возрастает связи с переходом казахстанской системы образования на 12-летнее обучение. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.
Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников математике, ИЗО, обучению грамоте является использование информационно-коммуникативных технологий.
Глава 1. Использование информационно-комуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в ДОУ
В настоящее время тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» актуальна и на данный момент недостаточна изучена. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Цель работы — изучить возможности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ:
на занятиях по формированию элементарных математических представлений;
Задачи :
изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.
выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике,ИЗО.
Гипотеза — учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства на примере обучения математике: процесс обучения математике и ИЗО старших дошкольников может быть более эффективным, если при объяснении определенных математических знаний будет использованы компьютер и интерактивное оборудование, так как:
применение цвета, графики, звука, компьютера позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету;
использование информационно-коммуникативных технологий
Объект исследования — процесс обучения старших дошкольников в детском саду.
Предмет исследования — формирование элементарных математических представлений старших дошкольников с использованием компьютера.
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. С 2007 года процесс обучения в детском саду существенно изменился. Воспитатели и педагоги дополнительного образования детского сада стали использовать информационно-коммуникационные технологии на занятиях.
Большинство педагогов прошли курсы «Основы работы на интерактивной доске» при областном институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В ДОУ оборудовали компьютерный класс.
Глава 1.1 Интерактивное оборудование в ДОУ и требования к организации работы с ним
Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Многие дети проводят за компьютером гораздо больше времени без каких-либо вредных последствий. Для проведения таких занятий надо оборудовать специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 кв.м. на одно рабочее место, оборудованное с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Признавая, что компьютер — ново-мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Единый стандарт в 15-20 минут поголовно для всех не приемлем. Скорее всего, более уместной будет дифференциация в зависимости от типа монитора, клавиатуры и т.д. при расчете максимального времени, которое можно проводить за компьютером, желательно учитывать все технические показатели имеющейся системы. Самый верный индикатор негативного воздействия компьютера — это самочувствие ребенка.
Глава 2. Требования к педагогу компьютерного класса
В современном образовании нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» незнакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации педагог вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением программ, за непрерывно меняющимися приемами и методами работы с ними. Педагог должен привлечь такие средства как систематичность и методичность.
Опираясь на историю развития средств вычислительной техники, выделяя методически правильные приемы работы с ней и концентрируясь, на тех сведениях, которые могут ему помочь в работе. Работа с детьми — ведущий раздел работы педагога. Она требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей.
Вместе с тем, педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них).
Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 7-10 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 3-5 детей (это напрямую зависит от количества компьютеров и выбранной формы работы), для обслуживания одной возрастной группы требуется не менее 2 часов.
Только педагог — мастер может вынести такую нагрузку и правильно использовать компьютер как мощное средство индивидуального воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие каждого малыша. Педагоги стараются работать творчески. Педагог — всегда исследователь. Он умело переключает внимание с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на результаты, полученные в ходе игры, побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей. Побуждая детей к принятию или постановке игровых задач, поиску своих вариантов ее выполнения, педагог развивает у них инициативу, творческий потенциал. Ребенок в игре всегда предстает не как исполнитель, как творец своей деятельности. Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Каждая компьютерная математическая игра проводится с учетом основных компонентов комплексного метода. От педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно « оживить», расширить, закрепить полученный детьми опыт. Игровые проблемные ситуации, связанные с содержанием игровых задач, могут быть созданы посредством незначительных изменений в содержании математических игр.
Зная общие концептуальные принципы, и повседневно совершенствуя свое мастерство, педагоги стараются найти выход из любого нестандартного положения, поможет ребенку почувствовать свою силу, тактично подсказывает, как устранить ошибку, если сам ребенок не обнаружит ее. Очень важно подобрать первые компьютерные игры для детей. Они должны быть очень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию.
Глава 2.1 Организационно – методическая работа в ДОУ
К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные игры с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей разных возрастных групп. Успех работы во многом зависит от умения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихся правил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Так, планируя работу на каждое полугодие, целесообразно заранее подобрать от 10 до 16 предъявляемых компьютерных игр; легкие компьютерные игры можно не повторять, дети их усваивают быстро на одном занятии, трудные по содержанию игры увлекают детей. Они обычно повторяются с интервалом 2-3 раза.
Необходимый документ в компьютерном классе — «листок учета» усвоения каждым ребенком пройденных программ. На листке слева пишется список детей, сверху дата предъявленной программы, снизу — название программы. Особым знаком (например, ++, +, -) обозначаются соответственно отличное, хорошее, плохое усвоение программы. Большую помощь в работе оказывает «дневник педагога», который ведется в свободной форме: в нем записывают успешные и неуспешные занятия, приемы, замечания к компьютерным программам, особенности отношения детей разного возраста к той или иной игре, яркие примеры поведения детей.
Очень существенным направлением работы педагога компьютерного класса является его деятельность, связанная с установлением содержательных деловых контактов с воспитателями, руководством детского сада и разными специалистами. В первый год освоения компьютера и интерактивных технологий в детском саду возникает необходимость не только в конкретной математической деятельности над компьютерными программами, но и в более широком знакомстве педагогического коллектива с вопросами компьютеризации на дошкольном уровне образования.
Для этих целей проводят ряд семинаров с педагогами ДОУ:
Проблемы компьютеризации у нас в стране и в других странах»;
Компьютерно — игровой комплекс в условиях детского сада»;
Общая характеристика компьютерных математических игр».
Использование интерактивной доски на занятиях(если она есть в ДОУ)
Целая серия семинаров-практикумов проводится по конкретному содержанию компьютерных программ и методических рекомендаций к ним , соответствующий тем или иным разделам математики. Систематическая связь с воспитателями осуществляется путем индивидуальных консультаций, бесед в связи с перспективным и календарным планированием. Для изучения специфики группы целесообразно наблюдение за поведением детей и стилем общения с воспитателем на занятиях, в повседневной жизни.
Для методического кабинета детского сада подготовили основные материалы по компьютерному классу, которыми воспитатели пользуются в любое время. При умело поставленной планомерной работе компьютер довольно скоро перестает быть «инородным» телом в детском саду. Работа педагогического коллектива выработать и установить общие подходы в воспитательно-образовательной работе.
Одним из главных направлений в работе педагога является работа с родителями. Согласно плану работы дошкольного учреждения для родителей каждой возрастной группы детей, занимающихся, в компьютерном классе организуются собрания в компьютерном классе. В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные математические игры, демонстрирует, как они влияют на развитие логического мышления, ориентировки в пространстве и т.д. Благодаря возможностям интерактивного оборудования, педагог демонстрирует видеозаписи занятий. Родители имеют возможность увидеть, как управляются их чадо с современной техникой и каких результатов они достигли. Обязательно делаем акцент, что родители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.
Глава 2.2 Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и служит мощным техническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.
Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
1.дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
2.глубже постигаются понятия числа и множества;
3.быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
4.тренируется эффективность внимания и память;
5.раньше овладевают чтением и письмом;
6.активно пополняется словарный запас;
7.развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
8.уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
9.воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
10.развивается воображение и творческие способности;
11.развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. Так ,как одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Так как достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» — способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения.
Педагогами подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10)». Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.
Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности , необычности.
Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, ИЗО , помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета, композиции.
Глава 3. Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
учебный воспитательный компьютер дошкольник
Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации силы. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые наотрез отказываются учиться на нем работать.
Но и среди тех, кто с охотой овладевает компьютером, возникает скрытая настороженность к этому техническому устройству. Скрытая настороженность к компьютерной деятельности может породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоциональной сферы ребенка будет отрицательно влиять на его интеллектуальное развитие и здоровье.
Причина негативизма к работе на компьютере заключается в трудности, возникающие при общении ребенка с компьютером, в значительной мере связаны с особенностями приспособления его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5 6 лет характерна незавершенность анатомического и функционального развития всех их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.
При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к системному обучению в школе. У них на первых порах возникают различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно: плачут или ведут себя агрессивно.
Постепенно в процессе адаптации детский организм приспосабливается к новым условиям: ребенок более спокойно реагирует на предлагаемые ему нагрузки, овладевает навыками учебной деятельности, которые обеспечивают не только успешность учения , но и эмоциональное и психическое благополучие.
Когда ребенок начинает общаться с компьютером , функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функции, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.
Чтобы определить какие функции особенно значимы для общения ребенка с компьютером следует внимательно понаблюдать за его поведением и действиями.
На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок делает 80 – 100 таких движений. Но нередко приходится в более быстром темпе, навязанной программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность нервных процессов, определяющих скорость действий и сформированность двигательных функций.
Ребенок рассматривает на экране видеотерминала предметы и объекты разной величины, переводит взор на клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.
Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовывать все свои знания и навыки.
Еще дошкольники работают с разными разработанными специалистами компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции( координации ) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение главных клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития кратковременной памяти.
Чтобы ребенок успешно справлялся с работой на компьютере , следует прежде всего помочь ему развить нужные для этой деятельности психофизиологические функции.
Глава 3.1 Компьютер : ЗА и ПРОТИВ
Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияние компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье – сберегающих технологий.
С тех пор, как ребенок впервые сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.
У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течении длительного времени и как следствие этого – появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психологического здоровья ребенка, чем полезен.
Так вопрос: компьютер : вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Значит, нужна «золотая середина».
А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети ( особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997года выпуска, что соответствует уровню Pentium 2. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере – 10 – 15минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2раза в неделю.( Хотя родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)
Вывод
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
- компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
- рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
- необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Практическая часть
Тема «Счет в пределах 10».
Старшая группа.
Программное содержание: напомнить детям способ образования чисел 2 и 3, учить различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5; закрепить умение устанавливать соотношения между 3 предметами по высоте, употреблять слова «самый высокий», «выше», «ниже».
Демонстрационный материал. Игрушки, наборы игрушек.
Раздаточный материал. Карточки с двумя свободными полосками: подносы с еловыми и сосновыми шишками.
Оборудование: компьютер.
Ход занятия.
1-я часть. Постройка лесенки.
Воспитатель, используя выражения «самый низкий, выше, ниже», определяет высоту каждой ступени. Воспитатель подводит детей к мысли, что каждое последующее число больше другого на единицу.
2-я часть. Работа с раздаточным материалом.
3-я часть. Воспитатель может использовать компьютер, программу из серии Кидди 1, задание «Посчитай».
Садись за рабочее место.
Пользуясь мышкой, открой программу Кииди 1.
Нажимаем на левую сторону мышки два раза.
Найди серию «Посчитай».
Открой ее. Для этого быстро дважды нажми на левую строну мышки.
Выбираем первую картинку.
Ребенку предлагается, управляя мышкой, решить несложные примеры. Например: нарисовано 2 бабочки, прибавить еще 1 бабочку. Сколько бабочек стало? Даются карточки с изображением 3 бабочек, ее нужно поставить в качестве ответа. Ребенок должен справиться с тремя вариантами заданий.
Ребята, вы справились с заданиями?
Что говорит вам компьютер?
Закройте все программы. Пользуясь клавишей ESC, дошкольник может выйти из программы.
Отключите компьютер. Используя мышь, дети завершают работу.
Гимнастика для глаз «Поиграем с матрешками»
Упражнения выполняются стоя у каждого ребенка в руках матрешка.
Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к нам в гости, какой красивый у нее платочек (2-3 сек).
Матрешки у нас веселые любят бегать прыгать. Вы внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнула вверх, присела, побежала влево, вправо. Повторить 4 раза.
Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем следить за ними глазами. Повторить 3 раза.
Подведение итога занятия
Как образуется число 2?
Как можно получить число 3?
Что для этого нужно сделать?
(Дети дают ответы на вопросы педагога.)
Молодцы ребята, я рада, что вы поняли: каждое последующее число больше предыдущего на единицу.
Работа на компьютере помогла вам понять новый материал или нет?
Чем интересны вам задания на компьютере?
После ответа детей педагог прощается с ними.
До свидания!
Список литературы
1.Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы/Б. С. Гершунский. – М., 1987.
2.Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Изд-во Моск. психол.–соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК». 2004.
3.Каралашвили, Е . Упражнения для дошкольников, начинающих обучение на компьютере / Е. Каралашвили //Дошкольное воспитание. – 1994. №5
4.Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр/ Н. А. Коробейников// Детский сад и семья. – 2002. № 5.
5.Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к обшению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Изд. Центр «Вентана_ Граф». 2004.
6.Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. – 1989. №10.
7.Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. – 1989. №9.
8.Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. 2000. № 4.
9.Тарловская, Н. Ф. Игры на компьютерах / Н. Ф. Тарловская // Дошкольное воспитание. – 1989. № 2.