История западноевропейского образования
Сибирский Федеральный Университет
Реферат на тему:
История западноевропейского образования
Красноярск, 2011
Введение
Тема моей работы – ведущие европейские университеты, и в данной работе я поставила перед собой цель изучить историю европейского образования, а также предпосылки возникновения первых университетов. Задачи – описать университеты, их структуру, учебный процесс, роль, которую они играли в Средние века, и их последующую эволюцию.
Сначала, я ознакомилась с историей начального, среднего и высшего образования и об этом говорится в первых двух главах, затем я более подробно описала типичный средневековый университет: науки, которые изучались, организацию учебного процесса, условия, в которых жили и учились студенты. В последних четырех главах я решила рассмотреть конкретные университеты – Саламанку, Сорбонну, Оксфорд и Гейдельберг, историю их возникновения, особые черты.
В конце своей работы, я сделала выводы и составила общую картину о первых университетах и высшем образовании того времени.
1. История развития начального и среднего образования
В период средневековья из системы ученичества в Европе зародились цеховые и гильдейские школы, а также школы счёта для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время появились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и на латинском языках, и обучение имело прикладной характер (кроме латыни изучали арифметику, элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки). В процессе дифференциации городских школ выделились латинские школы, которые давали образование повышенного типа и служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. Например, во Франции такие школы получили название коллегий. С середины XX века коллегии организовывались при университетах. С течением времени они переросли в современные колледжи или общеобразовательные учебные учреждения.
В католических и протестантских странах росло число городских школ начального обучения, учреждавшихся властями и религиозными общинами. Например, малые школы во Франции, угловые школы в Германии. Однако римско-католическая церковь отставала от протестантской в процессе организации элементарного обучения. Поэтому во всех католических приходах открывались воскресные школы для низших слоёв населения и начальные учебные заведения для знати. А также создавались благочестивые школы для бедных. На протяжении XV XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное образование и подготовку. В связи с этим изменятся социальное положение учителя. Раньше он жил на подношения от общины и прихожан. С конца XVI века труд учителя оплачивался общиной. Одновременно наметились улучшения в организации образовательного процесса: в классах появляются учебники и школьные доски.
К учебным заведениям повышенного общего образования XV XVII вв. относили:
Городские (латинские) школы, гимназии (в Германии в Страсбурге, Гейдельберге и других городах);
Грамматические и публичные школы (в Англии в Винчестере, Итоне, Лондоне);
Колледжи (во Франции при Сорбонне и Наваррском университете, в Бордо, Вандоме, Меце, Шатийоне, Париже, Тулузе);
Школы иеронимитов (религиозная община братьев общей жизни);
Дворянские (дворцовые) школы (в Германии и Италии), школы иезуитов Иезуиты члены католического монашеского ордена (в Вене, Риме, Париже).
В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы:
В Германии городская (латинская) школа (в дальнейшем реальное училище) и гимназия;
В Англии грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа;
Во Франции колледж и лицей;
В процессе развития школьного образования каждый тип обогащался и совершенствовался в педагогическом плане, а также приобретал национальные черты и особенности.
2. История развития высшего образования
В Европе на протяжении XII XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс происходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства университетов.
В конце XI начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться университетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).
Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение учёных степеней, на освобождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширялась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.
Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали учёные степени сначала бакалавра (после 3 7 лет успешной учёбы под руководством профессора), а затем магистра, доктора. Факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета ректора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.
Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский канонического права, Орлеанский гражданского права, университеты Италии римского права, университеты Испании математики и естественных наук.
На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.
3. Учебный процесс
Обучение в университетах происходило в несколько циклов. Первым (по возрастающей сложности предметов и социальной значимости) был общеобразовательный факультет или так называемый «факультет свободных искусств», а в дальнейшем философский факультет, где проходило углубленное изучение «семи свободных искусств». Следующим после философского факультета был медицинский, затем юридический и, наконец, самый престижный теологический. Методика преподавания на всех факультетах была строго канонизирована. Аксиоматический уровень образования на любом факультете представлял собой строго определенный набор текстов. Текстуальным каноном на низшем факультете были логические сочинения Аристотеля, так называемый «Органон», на медицинском факультете базисными текстами были работы Гиппократа и Галена, на юридическом – церковное право и римское право (Кодекс Юстиниана), на теологическом Священное писание и прочие догматические тексты.
Факультет 7 свободных искусств
В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств«, состоявших из двух циклов »тривиум" (грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднем примерно пять-семь лет. Этот срок мог быть меньше или больше в зависимости от конкретного студента и местных традиций. Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс – магистра свободных искусств. Теперь они имели право преподавать на своем факультете или продолжить обучение на других. Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов. Обучение медицине и праву занимало еще примерно шесть лет. Богословию учились минимум 8 лет. А чаще обучение затягивалось на 15-16 лет. Только после изучения «философии» предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.
4. Организация учебного процесса
Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.
Три основные формы преподавания:
Лекции. Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1-2 часа. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения, школярам запрещалось переспрашивать или просить читать помедленнее.
Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в XIII веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты.
Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Позднее появилось подобие парт длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.
Подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений (Repetitio). В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.
Диспуты. Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика. Темы диспутов были самые разнообразные.
Экзамен
По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал «право на преподавание», становясь «лиценциатом». Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.
Бакалавры и магистры. И содержательно, и формально процесс получения знаний был достаточно жестко регламентирован. Учащийся проходил курс избранного им факультета в строго установленном порядке: чтобы иметь право по истечении положенного срока представиться к экзамену, он должен был прослушать в указанной последовательности указанное число определенных лекций и быть участником определенного числа диспутов. После того, как испытуемый сдавал этот экзамен, он становился обладателем первой ученой степени звания бакалавра. Далее цикл лекций, диспутов и сдача очередного экзамена повторялись, но по усложненной программе. Присваивалась новая ученая степень «магистра» или доктора, причем обычно «магистр» работал на более «низких» факультетах, а «доктор» на высших.
Формальная ступенчатая система была на первый взгляд весьма эффективной. Однако все без исключения знания, усваиваемые на лекциях и диспутах и демонстрировавшиеся затем на экзаменах, были чисто академическими, никоим образом не связанные с реальными профессиональными навыками. Если мы возьмем два типа знаний, имеющих место в философии Аристотеля, «теоретическое» и «практическое», то первое было гипертрофированно, а второе игнорировалось. В результате, покидая alma mater, выпускник оказывался «книжным человеком», часто не способным решать какие-либо практические задачи. Стоит отметить, что вплоть до XVII в. выпускники медицинского факультета не занимались лечением.
Три высших науки: Теология, Юриспруденция и Медицина
Теология (Богословие). Основное преподавание велось по «Сентенциям» Петра Ломбарда, включавшее в себя мнения наиболее авторитетных теологов по различным спорным моментам Библии.
Юриспруденция. Безусловно, наибольшее количество студентов, перешедших на высшие курсы, специализировалось по этой дисциплине. Следует учесть, что существовало несколько источников законов. Это:
- Каноническое право, основанное на решениях церковных соборов, пап и других иерархов церкви.
- Римское право. Основным здесь был кодекс византийского императора Юстиниана. В этом кодексе уделялось большое внимание различным видам собственности. Но в практической деятельности юристам необходимо было также знать и местные законы. Свои законы издавали различные феодальные правители, например король Франции.
Медицина. Включала в себя учение о четырех жидкостях, которые главенствуют в человеке крови, слизи, желчи и черной желчи. Считалось, что болезни проистекали от нарушения соотношения этих жидкостей. В лечении большую роль играли кровопускания и клизмы. Широко использовались различные благовония.
В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой. Из произведений Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы признать это истиной».
Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, Ибн-Сины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заключались, прежде всего, в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какого-нибудь авторитета и приведенной на память. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного. Широко использовались комментарии Галена к Гиппократу, многие комментировали Галена.
В XIII-XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами. Поэтому в западноевропейском лекарствоведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находили место и такие, применение которых основывалось на отдаленном сравнении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали на воображение или удовлетворяли прихоти богатых классов.
(Схоластика общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви, знание, оторванное от жизни и практики, основывающееся на формальных рассуждениях без проверки их на опыте, бесплодное умствование)
5. Организация университетов
Руководство
Первоначально университет подчинялся специальному представителю духовенства, обычно эта должность называлась канцлер университета. Позднее, уже с 12 в. канцлер или становится выборным главой университета из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряет реальную власть, как в Париже. В Париже очень большую роль играли регенты, т.е. преподаватели, имевшие высшие степени. Они каждый на своем факультете избирали декана, а на факультете Свободных искусств ректора. Во многих университетах именно ректор стал выборным главой университета. Он мог занимать эту должность сроком на 1 год или больше, а иногда даже пожизненно. При этом ректор занимался хозяйственными делами, возглавлял суд над членами университета. Но он не контролировал научную деятельность и присвоение степеней. Эту роль играл совет преподавателей. Большое значение также имели прокураторы, т.е. главы наций, также выбираемые регентами. В выборах главы университета и других чиновников участвовали преподаватели. Нередко в них принимали участие и студенты, а в некоторых университетах учащиеся обладали и активным избирательным правом, т.е. могли занять любой выборный пост.
Нации и коллегии (колледжи).
Студенты учащиеся в университете обычно делились на «нации», как бы землячества, обозначавшие объединения студентов из различных регионов. Такие нации могли обеднять как представителей различных провинций одной страны или представителей различных стран. Например, университет в Оксфорде делился на южан и северян. Последние включали в свой состав шотландцев и ирландцев.
Преподаватели как бывшие студенты также принадлежали к нациям. Поддержка своей диаспоры играла большую роль в жизни преподавателей и студентов. Обычно студенты стремились учиться у преподавателя своей нации.
Студенты могли снимать себе квартиры. Но многие жили в колледжах (коллегиях). Эти колледжи обычно формировались по нациям, т.е. в одной коллегии жили представители одного землячества, хотя понятно, что одна нация могла располагать несколькими коллегиями. Коллегии располагали своим имуществом. Это собственно здания коллегии и различные ренты, пожертвованные либо в качестве благотворительности или бывшими студентами коллегии. Это давало им возможность стать учреждениями, которые предоставляли своим членам не только кров, но и пищу и даже стипендии. В Англии такие колледжи фактически стали учебными заведениями. Дело в том, что преподаватели стали работать там на постоянной основе. В результате именно колледжи стали основной единицей образования.
Другие члены университета
Говоря об организации университета, не стоит забывать, что с точки зрения права того времени, университет был особой корпораций. В состав университета входили не только преподаватели и ученики, но и обслуживающий персонал, начиная с уборщиков и включая трактирщиков, которые обслуживали студентов. Все они пользовались правами членов университета. Средневековье не зря называют временем корпораций (в смысле объединений). Практически за каждым человеком обычно стояла группа, в которую он входил, и которая отстаивала его интересы. Это могла быть деревенская община для крестьянина, дворянский Дом для феодала, цех для ремесленника или гильдия для купца. Университет выступал в роли своеобразного «цеха», говоря современным языком, профсоюза для своих выпускников, оказывая в случае необходимости им определенную поддержку. Он, таким образом, являлся как бы гильдией людей, получивших высшее образование.
6. Жизнь студентов
Среди студентов встречались самые разные люди. Различными были и отношение к учебе, и социальный статус. Не стоит забывать, что четко установленных временных сроков обучения не существовало. Поэтому одни могли учиться десятилетиями, а другие стремились скорее закончить «мучения».
Поскольку в различных университетах ситуация складывалась по-разному, возникло такое явление как странствующие студенты. Они переходили от одного преподавателя к другому. Их целью было получение знаний из различных источников. Иногда они следовали за наиболее известными преподавателями.
Нередко они просто были бродягами, которые просто стремились получить определенное прикрытие благодаря статусу студентов. Так постепенно сложилась целая группа студентов, которых стали называть вагантами(vagantes-бродячие люди). В силу того что в Европе образование шло на латыни они, кочуя из одной школы в другую, всегда были окружены привычной обстановкой. Встречались среди них и клирики, в общем, ваганты это разбитная толпа латиноязычных студентов разных стран. Ваганты слагали вольнодумные стихи на латинском языке, направленные против папства и духовенства. Помимо виршей сатирического характера, слагали лирические стихи, прославлявшие удовольствия и радости жизни (вино, любовь, азартные игры и т.п.).
Карьеры выпускников
Человек, окончивший или хотя бы частично прошедший университет, мог рассчитывать на различные карьеры. Грамотные люди требовались в различных областях.
Во-первых, университеты активно поставляли кадры для церкви. Ученое звание было значительной помощью в церковной карьере. В результате, очень многие иерархи церкви имели университетское образование.
С другой стороны, постепенно растущие аппараты управления различных феодалов и городов требовали большого количества грамотных и образованных людей. Причем не просто грамотных, но разбирающихся в законах. Следует учесть, что большинство аристократов были в первую очередь воинами, а выборные магистраты городов также обычно не имели хорошего образования. Естественно, что роль «секретарей» при таком подходе еще более возрастала.
Особенно много выпускников университетов поглощали суды и различные профессии, связанные с ними. От писцов, способных составить грамотное заявление, и нотариусов регистрирующих сделки до адвокатов и прокуроров и собственно самих судей.
В крупных купеческих фирмах существовала достаточно сложная бухгалтерия и система учета.
Оплата
Естественно, что перед преподавателями и студентами стоял вопрос, на что существовать.
Во-первых, согласно традиции церковных школ образование давалось бесплатно, поскольку знание считалось даром божьим. В качестве преподавателей выступали монахи, которые рассматривали его как часть своего монашеского служения. Потребности монахов обеспечивала церковь. Кроме того, многие профессора изначально были монахами, которые естественно жили за счет своих церковных доходов. Впрочем, право на получение бенефициев имели многие профессора, являвшиеся мирянами.
Поскольку некоторые университеты были созданы как городские, например Болонский, то плату преподавателям там выплачивали городские власти. В той же Болонье на университет приходилось до половины расходов городского бюджета.
Существовала возможность получения дотаций от частных лиц. Такие дотации рассматривались как богоугодное пожертвование. Обычно они предназначались скорее для студентов. Но получение такие доходов означало, что получающие их профессора и студенты попадали в зависимость от тех, кто давал эти деньги.
Кроме того, это во многом не соответствовало настроению многих преподавателей, которые видели в своей работе такой же труд, как и любого другого ремесленника. Поэтому они требовали, чтобы их труд оплачивался потребителями, т.е. студентами. Очень приблизительно можно сказать, что примерно половину своих доходов профессора получали от студентов, другую в качестве жалования. Следует учесть, что специальное жалование, выплачиваемое преподавателю за его работу, появилось с 13 века.
Что касается студентов, то они могли рассчитывать на помощь из дому, получение стипендий и возможности заработать своим трудом. Кроме того, нередко они получали в качестве помощи различные векселя или право получения денег. Дело в том что университет пользовался обычно большими судебными привилегиями, и нередко у студентов, как членов привилегированной корпорации, т.е. университета, было намного больше шансов выиграть дело, чем у их родственников. Стипендии могли выплачиваться различными меценатами. Студент мог получать определенные доходы от церкви. Кроме того, нередко колледжи предоставляли своим членам не только кров, но и стол и деньги на карманные расходы.
Что касается возможности подзаработать, то здесь были различные варианты. Наиболее распространенными были работа школьного или домашнего учителя и переписчика. Студентов нанимали в качестве учителей для детей в богатые дома. Существовала также система переписки книг. Обычно один человек переписывал одну и ту же страницу несколько раз, после чего из них собирали книги.
Студенты могли наняться в качестве слуг к профессорам или более богатым собратьям. Могли стать помощниками писаря или другого человека нуждающегося в грамотных людях. Иногда студенты становились приживалами в богатых домах, занимая среднее положение между шутом и ученым советником.
7. Саламанка древнейший университет Испании
Саламанка, город в Испании, в области Леон, на реке Тормес.
В наши дни Саламанкский университет, являясь одним из важнейших культурных и образовательных центров Испании, поддерживает свою всемирную славу удивительно органичным сочетанием бережно хранимых традиций и самых новейших достижений.
В отличие от ряда европейских стран, например от Италии, где инициатива создания университетов принадлежала в первую очередь городам, первый испанский университет обязан своим рождением королевской власти. В 1218 году король Леона Альфонс IX, осознав потребность государства в образованных людях, объединил в Универсальную школу сеть учебных заведений Саламанки, занимавшихся в основном изучением Священного Писания и канонического права. Королевский указ привлек в Саламанку ученых со всей Испании, а также из Италии и Франции. Способствовала созданию вуза и католическая церковь. С самого начала большинство профессоров и студентов принадлежали клиру.
В 1255 году папа Александр IV дарует Универсальной школе право собственной печати, а его выпускникам право повсеместного преподавания. Это поставило Саламанкский университет на один уровень с вузами Парижа, Болоньи и Оксфорда. Предполагалось первоначальное обучение студентов всех факультетов грамматике и искусствам, затем следовало распределение (основными считали факультеты теологии и права), после которого можно было учиться для повышения квалификации.
В начале XIII века, конечно, было еще далеко до эпохи Ренессанса, однако постепенно возрождалось наследие античности, изучались труды Аристотеля и Авиценны, медицина Гиппократа. Средневековая наука пополнялась произведениями по геометрии, географии, астрономии, переведенными с арабского. Кстати, Саламанкский университет появился по соседству с тогда еще арабской Испанией с ее передовой по тем временам культурой. Это способствовало тому, что город стал одним из центров культурного подъема, собирая лучших ученых со всей Испании.
В 1401 году благотворитель и меценат дон Диего де Анайа-и-Мальдонадо основал при университете колледж Святого Варфоломея и добился для его студентов права бесплатно посещать любые занятия всех факультетов и работать в уникальной профессорской библиотеке. Он поддерживал способных, но неимущих молодых людей специальными стипендиями и подал пример многим другим: вскоре подобные колледжи выросли по всей Испании. Студенты этого колледжа оправдали надежды своего благодетеля и вскоре вышли в первые студенты. Активно составляя друг другу протекцию, они со временем оккупировали ключевые посты в светской и церковной администрации королевства.
Завершение Реконкисты в конце XV века католическими королями положило начало расцвету Испании. Централизация светской власти при Фердинанде и Изабелле и активная колонизация Америки потребовали резкого увеличения числа образованных людей. Отсюда энергичное покровительство Саламанке со стороны королевской власти, выражавшееся в значительной финансовой помощи и окончательном утверждении за университетом статуса ведущего в Испании. Благодаря высочайшей поддержке вуз стал лидером среди прочих учебных заведений Пиренейского полуострова. Туда потянулись дети благородных семейств и дети горожан, чиновников, землевладельцев, военных и купцов из разных концов страны.
Несмотря на террор инквизиции, в Саламанке открыто изучали гелиоцентрическую систему Коперника, повсеместно проклятую. Университет, превратившийся в XVI веке в центр европейского либерализма, интенсивно развивался. В 1566‑1567 учебном году количество студентов достигло 7863 человек, в то время как все население Мадрида составляло всего 11 000. К концу XVI века в Саламанке насчитывалось 70 кафедр, среди которые выделялись кафедры права, теологии, медицины, логики и философии, риторики, грамматики, древнегреческого, латинского, древнееврейского и халдейского языков, астрологии и музыки.
Расцвет университета продолжался до конца XVII века. Среди знаменитых выпускников того времени драматург Кальдерон де ла Барка, поэты Хуан де ла Крус и Луис де Гонгора, беллетрист и музыкант Висенте Эспинель, писатель и математик Диего Торрес Вильяроэль.
Затем последовал кризис. Впрочем, в середине XVIII века был и светлый период, связанный с реформаторской деятельностью Карлоса III. Целью реформ стало ослабление влияния церкви в университете и рост авторитета королевской власти. Такое направление соответствовало духу просвещения, главным символом которого считали абсолютную монархию. Впервые были разработаны учебные планы, упорядочена государственная система контроля над высшим образованием, появились цензоры, кураторы университета, ответственные за финансовое обеспечение. Учебное заведение из автономного организма превращалось в часть централизованной государственной машины. Тем не менее в XVIII‑XIX веках Саламанка разделила печальную участь всех испанских университетов. Оккупация государства наполеоновской армией, война за независимость испанских колоний в Америке и политические неурядицы надолго подорвали престиж классического образования в стране.
Начинания Карлоса III были завершены в период правления партии либералов во второй половине XIX века. Теология окончательно покинула университет, а сам он перешел под полное государственное управление. Развитие промышленности, науки и техники потребовало специализации знаний. Новые учебные планы содержали теперь особый набор предметов и дисциплин для каждого факультета. Обновленная Саламанка по‑прежнему оставалась ведущим центром образования Испании. Уже оформились основные направления университета: философское и филологическое. Сильными оставались факультеты права и медицины. Расцвет Саламанки в ХХ веке приходится на его первую половину, когда в учебном заведении работал великий испанский философ Мигель де Унамуно.
Унамуно был профессором античной философии и филологии, а также ректором университета в 1901‑1914 и 1930‑1936 годах. Защищая университет, Унамуно постоянно атаковал своих идейных противников и церковь, и социалистов, и короля Альфонса XIII, и диктатора Примо де Риверу. В результате философа уволили и фактически выслали на Канары. Вслед за ним ушли лучшие профессора.
После краха режима Примо де Риверы Унамуно триумфально вернулся в Саламанку и вновь занял пост ректора. Впрочем, установленная после упразднения монархии в 1934 году демократическая республика тоже была воспринята Мигелем критически. А когда пришли франкисты, случился скандал, после которого жена самого Франко проводила профессора в ректорский дом, где он и умер 31 декабря 1936 года.
После гражданской войны 1936‑1939 годов победивший франкизм использовал университет как политический инструмент, однако жесткий контроль и идеологическое давление со стороны режима не способствовали его престижу. В 1965 году здесь обучалось немногим более шести тысяч человек меньше, чем в XVI веке. Образовательный бум, охвативший Европу 15 годами раньше, начался в Саламанке только в 70‑х годах, когда была демонтирована диктатура. Появилась конкурентная среда, которой до тех пор классический испанский университет не знал. В привилегированной ситуации оказались столичные вузы, и маленькому Саламанкскому университету в национальном рейтинге уже не под силу стало соперничать с Мадридом и Барселоной. Тем не менее по ряду параметров он удержал первенство.
Сохранение живописных ритуалов считают в Саламанке очень важным, например сегодня, как и раньше, в Саламанке пишут «виторы» в честь присвоения докторского звания. Саму торжественную процедуру с вручением символических кольца, книги и шапочки проводят всегда в день покровителя испанского университетского сообщества святого Фомы Аквинского. Причем на латыни. Профессора, получившие звание раньше, надевают римские с виду тоги факультетских цветов и сопровождаемые церемониймейстером, жезлоносцами и оркестром обходят мемориальные аудитории старого здания.
Еще один, обычай: одетые в черные камзолы с атласными перевязями и длинными плащами через плечо студенты рассыпаются по всему периметру Пласа Майор, распевая народные и ненародные песни. Позже компания делится на маленькие группки. Каждая находит в университетском городке балкон с красивой девушкой и поет серенады. Это действо называют «туной» от глагола tunar вести праздную жизнь, бродяжничать в поисках пропитания. Традиция отражает саму суть жизни средневекового студента, который в поте лица зарабатывал на хлеб и учебу, но ухитрялся не забывать о развлечениях.
Сейчас на 16 факультетах изящных искусств, биологическом, аграрном, естественных наук, химии, социологии, юридическом, экономическом, педагогическом, фармацевтическом, филологическом, философском, историко-географическом, медицинском, психологическом, перевода и архивоведения, а также в десяти университетских центрах можно получить 88 специальностей. Многие современные испанские политики являются выпускниками Саламанки. Еще одно очень важное обстоятельство: Саламанкский университет единственный в Испании выдает официальный государственный диплом на знание испанского языка как иностранного D. E. L. E.
8. Оксфорд старейший университет в англоязычном мире и первый в Великобритании
Основан около 1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов «бычий» и «брод».
Два самых древних колледжа Оксфорда Баллиоль (1260 год) и Мертон (1264 год) названы в честь своих создателей. Джон Баллиоль был отцом будущего короля Шотландии, а основателем второго был лорд-канцлер Уолтер де Мертон. Это одна из оксфордских традиций зачастую колледжи основывали очень высокопоставленные персоны, даже монархи. А кардинал Томас Уолси в 1525 году открыл колледж имени самого себя чтобы сохранить память о себе в веках. Каждый вечер во дворе Кардинальского колледжа раздается звон ритуального колокола «Большой Том». Собор этого колледжа с 1545 года является кафедральным, и в нём собрана богатая коллекция витражей.
Колледж Церкви Христа самый большой и красивый в Оксфорде, а один из самых роскошных колледжей Магдалины (Magdalen College) находится на берегу реки Червелл. В 1458 году его основал один из преподавателей Винчестерского колледжа. Колокольня и мост Магделины стали символом города, а хор колледжа каждый год 1 мая на башне поет гимн причащения. Напротив колледжа Магдалины расположен старейший ботанический сад Великобритании его открыли студенты-медики в 1621 году.
Университет состоит из 39 колледжей, а также семи общежитий закрытых учебных заведений, принадлежащих религиозным орденам без статуса колледжа. Экзамены, большинство лекций и лабораторных занятий организованы централизованно, а колледжи проводят индивидуальные занятия со студентами и семинары.
Сейчас в Оксфорде учится 18,5 тысяч студентов, около четверти из них иностранные. Их количество резко увеличивается летом, когда открываются летние языковые школы. Ректор Оксфорда сэр Крис Паттен. Женщин в Оксфорд начали принимать только в 1920-х гг., однако уже в 70-х было отменено раздельное обучение.
Штат преподавателей Оксфорда огромен почти 4 тысячи человек, из них 70 - члены Королевского общества, более 100 - члены Британской Академии. Оксфорд использует в обучении уникальную систему тьюторства над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом по выбранной специальности.
Основные направления подготовки студентов гуманитарные, математические, физические, социальные науки, медицина, науки о жизни и окружающей среде.
Отделения: классических языков и литературы; древней истории; филологии, лингвистики и фонетики; живописи и изобразительного искусства; английского языка и литературы; средневековых и современных языков; современной истории; музыки; Востока; философии; теологии; Китая; истории искусств; истории медицины; антропологии; археологии; биохимии; географии; наук о растениях; зоологии; математики; статистики; химии; наук о Земле; инженерных наук; материаловедения; физики; анестезии; кардиоваскулярной медицины; клинических лабораторных наук; клинической медицины; клинической неврологии; клинической фармакологии; генетики; молекулярной медицины; акушерства и гинекологии; офтальмологии; педиатрии; психиатрии; здоровья населения и первой помощи; хирургии; экспериментальной психологии; анатомии и генетики человека; патологии; фармакологии; физиологии; Африки; Бразилии; современного Китая; Японии; Латинской Америки; России и Восточной Европы; Южной Азии; экономики; образования; Институт интернета; права; менеджмента; политики и международных отношений; общественной политики и социальной работы; социологии; дополнительного образования.
Для того, чтобы поступить в Оксфорд, кроме весьма внушительной суммы денег (расходы на проживание в год около 8 тысяч фунтов, плата за обучение зависит от выбранной специальности искусство 6300 фунтов; наука 8400 фунтов, медицина 15400 фунтов), необходимо знать английский язык не хуже англичанина (по сертификатам IELTS 6.5, TOEFL 230). Заявление подается осенью перед предполагаемым годом начала обучения. Специальная комиссия рассматривает оценки (только отличные, A-level), рекомендательные письма, проводит собеседования. В некоторых случаях будущего студента могут попросить показать свои письменные работы в Оксфорде строго подходят к своим будущим подопечным, и выбирают не по толщине кошелька, а по уровню знаний, мотивации к учебе. Кстати, поступать в Оксфорд и Кембридж одновременно запрещено.
Оксфорд не только университет, но ещё и крупнейший научно-исследовательский центр, у Оксфорда больше сотни библиотек (самая обширная университетская библиотека в Англии) и музеев, свое издательство.
Студенты имеют возможность большое количество своего времени посвящать досугу к их услугам более 300 кружков по интересам. Традиционно пристальное внимание в Оксфорде уделяется спорту как полезному и престижному виду отдыха. Например, недавно команда Оксфорда обыграла сборную Кембриджа в соревнованиях по академической гребле.
Из стен Оксфорда вышла целая плеяда блестящих деятелей науки, литературы, искусства здесь преподавали Кристофер Рен, Джон Толкиен, Льюис Кэрролл, учились Роджер Бейкон и Маргарет Тетчер. 25 британских премьер-министров закончили Оксфорд. Образование в Оксфорде для английской аристократии многовековая традиция и дань престижу, а для талантливых студентов шанс стать учеными мирового уровня.
учебный университет высшее образование
9. Сорбонна самый старый и знаменитый университет Франции
История Сорбонны начинается с 1215 года, когда церковные коллежи, находившиеся на левом берегу Сены недалеко от Собора Парижской Богоматери, были объединены под общим названием Парижского университета. Примерно 40 лет спустя по инициативе духовника короля Людовика IX Робера де Сорбона при университете был создан колледж, предназначенный для обучения богословию бедных студентов. Довольно скоро колледж превратился в богословский факультет университета, который стал именоваться Сорбонной.
В 1470 году в Сорбонне открывается первая парижская типография. К этой же эпохе относится создание богатейшей библиотеки, для которой было построено специальное здание.
Начиная с XVII века именем факультета, который быстро сделался одним из центров не только богословской, но и философской европейской мысли и снискал себе громкую славу, стали называть и весь Парижский университет.
В XVII веке кардинал Ришелье обновил и расширил Сорбонну, но в 1791 году, после Французской революции 1789 года, она была закрыта и только в 1821 году университет вновь начал свою работу. На рубеже ХIХ–ХХ вв. здания были расширены и перестроены, и теперь Сорбонна обладает многочисленными аудиториями-амфитеатрами, конференц-залами, лабораториями, библиотекой, двумя музеями и т.д.
В разные годы в Сорбонне работали такие выдающиеся ученые, как Жозеф Гей-Люссак, Антуан Лавуазье, Луи Пастер, Пьер и Мария Кюри и многие другие. Не обошлось и без исторических парадоксов. Основанная как школа богословия, к середине XIX века Сорбонна превратилась в центр не только светского образования, но и антиклерикальной мысли.
В начале XX в. Сорбонна видела в своих стенах наших соотечественников, ставших впоследствии знаменитыми: в 1901 года здесь прослушал курс Максимилиан Волошин; в 1907 года студентом Сорбонны был Николай Гумилев; в 1909 года Марина Цветаева изучала в Сорбонне французскую литературу.
В ходе знаменитой «майской революции» 1968 года именно в Сорбонне начались беспорядки, переросшие затем во всеобщую студенческую забастовку, которая привела к перестройке всей системы французского высшего образования. В результате этих событий гигантский университет был расчленен на части, которые получили статус автономных ВУЗов. Прямыми наследниками Сорбонны стали Париж I Пантеон Сорбонна, Париж III Новая Сорбонна, Париж IV университет Париж-Сорбонна, Париж V Университет им. Рене Декарта. Все они связаны единой сетью общих учреждений социального назначения (Центр профессиональной ориентации, межуниверситетский центр физкультуры и спорта и т. д.).
Вузы Сорбонны четко придерживаются специализации, доставшейся в наследство от факультетов большого Парижского университета, на базе которых они основаны.
Пантеон Сорбонна (Париж I) обязан своим именем площади Пантеона, на которой расположен. Здесь учится около 40 тысяч студентов. Университет предлагает обучение на факультетах права (в том числе и коммерческого), экономики, истории искусств и археологии, управления и менеджмента, международных и европейских отношений, географии, истории, философии, политических и социальных наук, математики и информатики. В его структуру входят также четыре института (демографии Парижа, экономического и социального развития, социальных вопросов труда, туризма) и сеть специализированных высших учебных заведений, занятых подготовкой кадров в области банковского дела, финансов и страхования.
Новая Сорбонна (Париж III), расположенная на улице Сорбонны, отличается чуть более скромными размерами и ярко выраженной гуманитарной направленностью. Около 20 тысяч студентов грызут здесь гранит науки на факультетах французского и латинского языков и литературы, общего и прикладного языкознания и фонетики, общего и сравнительного литературоведения, преподавания французского языка как иностранного, немецкого языка, англоязычного мира, испанистики и стран Латинской Америки, страноведения Италии и Румынии, востоковедения и арабистики, театроведения, киноведения, средств массовой коммуникации.
При университете действуют два специализированных учебных заведения: Институт стран Латинской Америки и Высшая Школа Переводчиков.
Париж-Сорбонна (Париж IV) расположенный на улице Виктора Кузена, дает духовную и интеллектуальную пищу более чем 25 тысячам студентов. Это учебное заведение включает факультеты французской литературы, французского языка, латинского языка, греческого языка, английского языка и стран Северной Америки, итальянского и румынского языков, славистики, испанистики и стран Латинской Америки, истории, географии, философии, истории искусств и археологии, музыки и музыковедения, прикладных гуманитарных наук. При университете создан исследовательский институт по изучению цивилизаций современного Запада, а также Высшая школа информационных наук и коммуникации, Институт религиоведения, Институт физкультуры и спорта.
Университет им. Рене Декарта (Париж V) расположен на улице Эколь де Медсин, здесь обучается около 30 тысяч студентов. Париж V головной медицинский ВУЗ Франции. В состав университета входят факультеты биомедицины, детских болезней, зубной хирургии, физкультуры и спорта, фармацевтики и биологии, математики и информатики, гуманитарных и социальных наук, психологии и права. Дочерним вузом считается Технологический институт (со статусом университета), имеющий отделение медицинского права.
Главное, что отличает университеты Сорбонны от других университетов учебный процесс максимально приближен к средневековым образцам. Студенты основную массу времени должны тратить на работу с текстами первоисточников или проводить в лабораториях. Даже лекционные занятия зачастую представляют собой чтение нескольких источников и их последующее обсуждение под контролем преподавателя. Кстати, привычного чередования лекций и семинаров в Сорбонне нет основной упор сделан на самостоятельную работу.
В отличие от других университетов, возглавляющих мировые рейтинги вузов, обучение в Сорбонне доступно многим в год студенты платят от 250 до 1000 евро. К тому же иностранцы могут рассчитывать на стипендию.
10. Гейдельбергский университет: там, где учился доктор Фауст
Самый старый и самый престижный университет Германии был открыт в 1386 году при активной помощи Папы Римского. Первым был создан теологический факультет, затем юридический и философский. Первым ректором был Марсилиус фон Инген, а профессора приехали из Праги и Парижа. Тогда же первыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимн Gaudeamus.
Центр Гейдельберга замок, резиденция династии Виттельсбахов. Это целый город в городе, здания которого строились в эпоху Ренессанса и раннего барокко. В 18 веке замок сгорел, и обедневшая династия не стала его восстанавливать. В 19 веке это сделал магистрат, и теперь здесь каждое лето проводится театрально-музыкальный фестиваль.
Старинный немецкий университет Гейдельберга с 30-х годов XIX века до самого начала Первой мировой войны являлся и самым русским университетом Германии. Из 84 студентов, приехавших в 1835 году из нашей страны для «окончания наук», больше трети попали в Гейдельберг. А к началу ХХ века в нем училось больше россиян, чем во всей Европе в середине XIX века.
В списках выпускников Гейдельбергского университета имена великих философов Гегеля и Ясперса, естествоиспытателя Роберта Бунзена, федерального канцлера Германии Гельмута Коля. Из стен университета вышли 8 нобелевских лауреатов.
Есть сведения, свидетельствующие о том, что именно в Гейдельбергском университете учился доктор Фауст. В списках учащихся философского факультета за 1509 год в самом деле числится некий Иоганн Фауст бакалавр теологии.
Но все это произошло, когда история Гейдельбергского университета насчитывала уже почти два столетия. А начиналась она так: в середине XIV века пфальцграф Рупрехт Рейнский решил основать духовный центр и собрать в его стенах лучших иностранных ученых и мыслителей. В 1386 году в Гейдельберге был основан университет в составе четырех традиционных средневековых факультетов (свободных искусств, богословского, медицинского и юридического, в XVI веке факультет свободных искусств был преобразован в философский). Профессора приехали из Праги и Парижа, а ректором стал голландец Марсилиум фон Инген. Примерно тогда же первыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимн Gaudeamus.
Во многом благодаря самому Рупрехту и его наследникам стилем университета стал постоянный поиск новых духовных течений, принципов, подходов. По-настоящему расцвел университет при правлении курфюрста Филиппа Откровенного (1476–1518), канцлер которого Иоанн фон Дольберг, епископ Вормсский, пригласил в Гейдельберг ряд выдающихся ученых (в частности, филолога-гуманиста Рейхлина), превративших оплот науки в один из центров европейского гуманизма. Основанный с благословения священной римской церкви и бывший изначально римско-католическим, университет в середине XVI века испытал на себе влияние идей Реформации. Еще в 1518 году Мартин Лютер ненадолго приехал в Гейдельберг, где защитил евангелическую диссертацию и выступил с проповедями. Однако его встретили, мягко говоря, холодно, и он вынужден был покинуть университет.
Только в 1546 году, в год его смерти, курфюрст Фридрих II принял протестантскую веру и начал проводить реформацию в Палатинате (курфюршество со столицей в Гейдельберге, располагавшееся по обеим сторонам верхнего Рейна, правитель которого вместе с шестью другими курфюрстами от имени немецкого народа избирали императора Германии). После воцарения в 1556 году курфюрста Отто Генриха (1556–1559), ярого приверженца евангелической церкви, в Гейдельберг прибыл один из духовных лидеров протестантизма Филипп Меланхтон, который занялся реорганизацией университета на евангелической основе. Он придал реформации в Палатинате характер умеренного лютеранства, дружественно настроенного к кальвинизму. В качестве догматической основы было взято Аугсбургское Исповедание, а обрядовая сторона была упрощена в соответствии с цвинглианством (так же, как в соседнем Вюртемберге).
Гейдельберг стал местом, куда стекались протестантские теологи из разных стран, и полем брани носителей лютеранской, кальвинистской и цвинглианской идеологии. Обычно конфликт разгорался по поводу реального присутствия (Христа в Причастии). Тилеман Хесхузий (которого Меланхтон, не зная его характера, рекомендовал на должность профессора кафедры теологии в 1558 году), будучи главой религиозной общины, отстранил диакона Клебица за его цвинглианские взгляды и даже подрался с ним у алтаря за евхаристическую чашу. Этот публичный скандал послужил непосредственной причиной написания знаменитого Гейдельбергского катехизиса.
Университет фактически превратился в евангелическую высшую школу, начался его стремительный взлет. Преподавать в Гейдельберге считали за честь величайшие умы Европы, и это притягивало сюда студентов из самых дальних стран. Расцвет продолжался до 1618 года, пока не началась Тридцатилетняя война. Не раз учащимся и профессорам приходилось прерывать занятия, а особенно тяжелый удар был нанесен в 1623 году, когда католические войска Максимилиана I Баварского разорили город и университет и вывезли оттуда всемирно известную библиотеку (Bibliotheca Palatina), которую баварский герцог подарил Папе Римскому.
После Вестфальского мира курфюрст Карл Людвиг (1648–1680) пытался возродить университет, но вскоре случилось новое несчастье: в 1693 году французские войска разрушили весь комплекс зданий университета, и его пришлось закрыть. Постепенно преподавание было восстановлено, но о прежнем величии ничто, казалось, уже не напоминало. В Гейдельберге, как, впрочем, и во многих других германских университетах, воцарилась интеллектуальная посредственность. Контрреформация уничтожила его евангелический дух, а финансовая безалаберность и революционные войны конца XVIII века фактически лишили университет собственности и источников доходов.
В течение всего XVIII столетия он не мог подняться из-за влияния иезуитов. По Люневилльскому миру (1801) он окончательно лишился всех доходов и должен был закрыться, если бы не поддержка великого герцога Баденского Карла Фридриха. Дело в том, что в 1803 году территория прежнего Палатината была поделена между Баденом, Баварией, Дармштадтом, Нассау и Пруссией, при этом Гейдельберг отошел к Бадену. Карл Фридрих, которого справедливо считают вторым основателем университета, преобразовал его в финансируемое государством учебное заведение. Отныне он стал именоваться Университетом имени Рупрехта и Карла (в честь великого герцога Баденского Карла Фридриха).
В аудиториях повеяло свежим ветром. Неогуманизм и романтизм наложили яркий отпечаток на духовный мир профессоров и студентов. Процветанию университета много способствовали такие профессора, как Шлоссер, Тибо, Гейссер, Гервинус, Вангеров, Виндшейд, Бунзен. Начало 60-х годов XIX века было особенно блестящим периодом. Тут преподавал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, последний и величайший представитель школы немецкого идеализма. Возникшая здесь гейдельбергская школа политической истории пользовалась авторитетом во всей Европе. Одних русских студентов было до 100 человек. Юридический факультет стал самым престижным в Германии. Вместе с гуманитарными науками свой звездный час переживали и науки естественные достаточно вспомнить хотя бы знаменитого медика Хелиуса. Ученые говорили об особом гейдельбергском духе новаторском, междисциплинарном подходе в науке. Тогда же, в XIX веке, произошло радостное событие: вернулась на родину Гейдельбергская библиотека. Сначала удалось возвратить 38 наиболее ценных рукописей, а потом и все древнегерманские (854). Сейчас в университете хранится более 2,6 млн. томов, включая более 6 тыс. ценнейших рукописей. Имеется и русская читальня.
Между прочим, самый старый немецкий университет с 30-х годов XIX века до самого начала Первой мировой войны являлся и самым русским университетом Германии. Из 84 студентов, приехавших в 1835 году из нашей страны для «окончания наук», больше трети попали в Гейдельберг. А к началу ХХ века в нем училось больше россиян, чем во всей Европе в середине XIX века. Среди выдающихся выпускников этого образовательного учреждения значатся путешественник, антрополог и энтограф Николай Миклухо-Маклай, политик и предприниматель Александр Гучков. В Гейдельберге учились поэты Осип Мандельштам и Саша Черный.
Несмотря на то что с началом ХХ века атмосфера в университете все больше и больше определялась консервативными и националистически настроенными студентами-корпорантами, он продолжал привлекать иностранцев высочайшим уровнем преподавания, подлинно исследовательским духом и либеральным настроем профессуры. В годы Веймарской республики Гейдельберг еще сохранял репутацию оплота демократических идей, но с рождением Третьего рейха над ним нависла в буквальном смысле слова угроза вырождения.
Множество студентов и профессоров по политическим и расовым причинам были изгнаны из Гейдельберга, снискавшего дурную славу коричневого университета (его ректором стал автор теории расовой педагогики Эрнст Крик). И хотя в годы Второй мировой войны его здания не были разрушены, по окончании войны учебное заведение нуждалось в полном духовном обновлении. Философ Карл Ясперс разработал новый устав, в котором было записано, что высшая школа должна «служить вечно живому духу истины, справедливости и гуманности». Претворить в жизнь эти принципы выпало на долю первого в послевоенные годы ректора хирурга Карла Генриха Бауэра.
Упадок вновь сменился подъемом. Для естественных факультетов и части медицинского был отстроен специальный городок (гуманитарные факультеты остались на прежнем месте в старом городе). А в 1969 году пришло время реформ. Изначально было четыре факультета: теологический, правовой, медицинский и философский, в 1890 году к ним прибавился естественно-научный. В конце же 60-х годов XX века структура университета изменилась. Было создано 16 факультетов, выросло количество студентов, в том числе иностранных. В аудиториях вновь утвердился старый либеральный дух.
По данным всевозможных рейтингов, Гейдельбергский университет ежегодно является лучшим среди 325 вузов страны в области юриспруденции. Он также неоднократно занимал почетные места по качеству обучения педагогическим и медицинским наукам. Так, на медицинском факультете работали нобелевские лауреаты Альбрехт Коссель и Отто Фриц Мейерхоф. Социологические опросы преподавателей стабильно отдают Гейдельбергу высокие места в таких областях, как история, физика и математика.
Университет предоставляет широкий спектр образовательных программ. Здесь есть факультеты химии, биологии, географии, геологии, можно изучать историю Египта, Рима, Ирана, Китая. Создан даже целый институт, занимающийся одной только Южной Азией. Хорошо представлены медицинские науки, в том числе фармакология, стоматология. Конечно, не забыта и такая важная сегодня специальность, как экономика. На факультете современных языков можно осваивать германистику, славистику и даже компьютерную лингвистику. Среди учебных направлений японистика, классическая филология, музыковедение и теология.
Как и во всех немецких вузах, иностранцы учатся бесплатно. Это одна из причин, по которым их в университете довольно много около 12 % от общего числа студентов (в основном это греки, американцы, иранцы, турки и китайцы). Однако каждый должен иметь деньги на проживание из расчета 500 евро в месяц. Условия поступления могут несколько меняться от семестра к семестру. Существуют некоторые ограничения при приеме на такие специальности, как история европейского и восточноазиатского искусства, медицина, медицинская информатика, физика, политология, психология, правоведение, экономика, стоматология.
Гейдельберг это прекрасная учебная база, лаборатория молекулярной биологии, оснащенная по последнему слову техники, Институт исследований рака и крупнейшая в стране университетская клиника. Всемирную известность обрел Гейдельбергский институт ядерной физики им. Макса Планка, который, кстати, проводит совместные эксперименты с Московским институтом им. И.В. Курчатова.
Репутацию Гейдельберга как наиболее престижного высшего учебного заведения Германии, несомненно, укрепляет и тот факт, что из его стен вышли восемь нобелевских лауреатов.
Заключение
Таков в общих чертах учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на все перипетии социальной и классовой борьбы. Многие школяры жили в соответствии с советом: “Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен умереть завтра”.
Некоторые первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства церковных властей, по инициативе города. Нередко они превращались в очаги свободомыслия и еретических идей, и поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В них также концентрировалась наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской культуры. Они способствовали интернациональному культурному общению, затрудненному в средние века всем экономическим и политическим строем жизни.
Конечно, со временем университетская схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного и научного развития. Возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистического производства требовали полной ломки средневековой системы образования. Университеты же, за редким исключением, упорно придерживались старой системы, были враждебны опытной науке. Знания, которые давались в то время, были исключительно академическими, так что Расцвет естествознания 17-18вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия. «Советская энциклопедия», 1969-78.
2. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия. Лиферов А.П., М., 1997.
3. Борзова Е.П. История мировой культуры. 5-е изд. СПб, 2007.
4. Педагогика. М.М.Невежина, Н.В. Пушкарёва, Е.В. Шарохина, М., «Риор», 2005.
5. Содержание образования. Леднев В.С., М., 1989.
6. Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 1999.
7. Педагогика. Бордовская Н.В., Реан А.А., СПб, «Питер», 2004.
8. Жак Ле Гофф "Интеллектуалы в средние века".
9. Коплстон Фредерик Чарльз «История средневековой »философии".
10. История педагогики (История образования и педагогической мысли) / Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2003.
11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
12.. Гуревич А.Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства М., 1990.