Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Содержание
Введение
Глава 1. Педагогические основы эстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
1.1 Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема
1.2 Проектная деятельность в контексте структуры и содержания учебных программ образовательной области «Технология»
Глава 2. Реализация эстетического воспитания учащихся 10-11классов в процессе обучения проектированию одежды и результаты экспериментальной работ
2.1 Содержание, формы и методы эстетического воспитания старшеклассников в процессе обучения проектированию одежды
2.2 Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Интенсивные темпы развития науки и технологии в новых социально-экономических условиях рыночной экономики создают основу качественно нового содержания труда, порождает предпосылки преобразования подготовки к нему подрастающего поколения. Изменение подготовки учащихся предполагает формирование гармоничной всесторонне развитой личности, готовой к эффективной производственной деятельности, конкурентоспособной на рынке труда, адаптированной к постоянно меняющимся политико-экономическим условиям. Проблема эстетического воспитания личности может быть решена в обществе, которое обеспечивает соответствующие общественные отношения, создает необходимые условия для творческого труда и образования каждого его члена, как социально активной личности, прежде всего в общественно полезном производственном труде. При этом основополагающим компонентом личности является ее творческий потенциал так как именно творчество является одним из важнейших видов деятельности человека. Этот процесс включает в себя выдвижение смелых идей по созданию и функционированию объектов; предложений по выработке решений, их критику, исправление допущенных ошибок.
Предметная область «Технология» призвана развивать навыки и решение проблем у учащихся посредством проектирования и изготовления изделий и систем.
Российские педагоги (П.Р.Атутов, П.Н. Андриянов, В.А.Поляков, Г.В. Рубин, А.Г.Щеколдин, Л.П.Заречная) традиционно предавали этому чрезвычайно важное значение и считают, что важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывая свою личность. Критерием успешности подростка становятся отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы.
Большие возможности в этом направлении открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий. В процессе работы над проектом, проходят стадии: планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
Метод проектов использовался в зарубежной и отечественной педагогике еще в 20 – 30-е годы. Однако в силу объективных и субъективных причин (это и отсутствие подготовки педагогических кадров; и отсутствие материально-технической и учебно-методической базы; и отрицательное отношение к проектной деятельности в силу неумения построить эффективный образовательный процесс), в России метод проектов не получил необходимой поддержки со стороны педагогической науки и практики, поэтому был обречен на отмену.
В современной педагогике метод проектов используется на ряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Минимум содержания образовательной области «Технология» как образовательный элемент предусматривает модуль «Основы проектирования».
Так как учебные проекты содержат в себе проблему, требующую комплексного конструкторско-технологического решения, а значит решения нескольких педагогических задач, связанных не только с формированием знаний и умений, но и развитие в них мотивации к проектной деятельности, творчеству, самостоятельности.
Советская и Российская педагогическая наука располагает научными исследованиями в области проектной деятельности учащихся образовательных учреждений (П.Р. Атутов, П.Н. Андреянов, С.Я. Батышев, В.А. Поляков, Г.В. Рубина, В.Д. Симоненко, Ю.К. Хотунцев и др.), где рассматриваются дидактические и методические возможности метода проектов.
Организации проектной деятельности также посвящены научные труды ученых Кубани (Р.А. Галустов, Л.П. Заречная, А.Г. Щеколдин и др.).
Педагогической наукой, в то же время, недостаточно уделяется внимания проектированию одежды на уроках технологии. Недостаточно разработаны методики таких уроков. Поэтому в практике общеобразовательной школы и учителя, и учащихся испытывают трудности в реализации программного материала при работе с тканью, древесиной, металлом, что отрицательно сказывается на овладении учащимися эстетическими умениями и усвоении ими эстетических знаний. Решение этой проблемы, является актуальной задачей образовательной области «Технология». Именно это определило выбор темы нашей курсовой работы: "Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды".
Цель курсовой работы: выявить, теоретически обосновать и спроектировать содержание, формы и методы обучения и экспериментально проверить методику эстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Объектом исследования является процесс и результат обучения учащихся в образовательной области « Технология».
Предмет исследования: спроектированный процесс эстетического воспитания, учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды.
Рабочая гипотеза: проектирование и реализация процесса эстетического воспитания, учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды будет эффективно, если:
- будет раскрыто эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема;
-будут раскрыты, учтены и экспериментально проверены особенности учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема
2. Рассмотреть Проектную деятельность в контексте структуры и содержания учебных программ образовательной области «Технология»
3. Разработать содержание, формы и методы эстетического воспитания старшеклассников в процессе обучения проектированию одежды
4. Осуществить экспериментальную проверку эстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Методологической и теоретической основой исследования является: диалектико-материалистический, историко-аналитический, теоретически и системно-деятельностный подход к формированию и развитию гармонической личности, философские учения о связи теории с практикой, роли трудового обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта, эстетической концепции и исследований в области эстетического воспитания.
Методы исследования: изучение научных работ, анализ методической дидактической, педагогической литературы, научных трудов по теме исследования, анализ проблемы эстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды, анализ опыта подготовки учителя трудового обучения в городских и сельских школах, наблюдение за работой школьников, метод математической статистики.
Эмпирическая база экспериментальной работы: Экспериментальная работа по теме: "Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды" проводилась на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г. Славянска-на-Кубани.
В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Заречная Л.П., к.п.н., старший преподаватель, методист Исаакян О.В., старший преподаватель Коротенко И.Т., директор школы Черных Т.А., завуч Попенскова Н.Р., учитель технологии Буряк Л. А., студентка 5 курса Кузнецова Ю.Г., учащиеся 11 «А» класса 8 человек. Всего в эксперименте приняли участие 15 человек.
Практическая значимость: работы состоит в разработке, проверке и внедрении в практику МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г. Славянска-на-Кубани методики эстетического воспитания учащихся 10-11классов в процессе обучения проектированию одежды
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
1.1 Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема
В наше время, в условиях интенсивного развития конкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического воспитания является особой. Оно развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. При эстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками, включение его в личностный ценностно-ориентированный процесс преобразовательной деятельности, происходит целенаправленнее, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития. Конечной целью эстетического образования и воспитания является формирование творчески активной личности, личности неповторимой, оригинальной.
На современном этапе развития общества важное место занимает направленность образовательных и воспитательных задач трудовой подготовки будущих производителей материальных и культурных ценностей на формирование личности, владеющей эстетической культурой, знаниями народных художественных традиций и законов дизайна, практическими умениями эстетического преобразования окружающей предметной среды.
Решение этих задач в образовательной области «Технология» лежит в плоскости организации в школах системы эстетического воспитания и эстетического образования, развития у учащихся творческого начала, способностей воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, жить и творить по "законам красоты".
Анализ социологической, философской, педагогической и психологической литературы позволил установить, что вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения с давних пор интересовались философы, деятели искусства, педагогики, психологи, стремившиеся использовать эстетическое воспитание в целях утверждения определенных политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов [20; 30; 9].
В античные времена почти единственным средством формирования эстетической культуры признавалось искусство, и смысл эстетического воспитания понимался, прежде всего, в духе формирования художественных способностей. Теоретики эпохи Возрождения важнейшим средством гуманистического воспитания считали искусство. Овладение средствами искусства входило как необходимый элемент в систему подготовки универсально образованного человека.
По мнению утопистов (Т. Мор, П. Оуэн, Сен-Симон и др.) эстетическое воспитание — это дело всего общества, средство развития личности, формирование ее высоких гражданских и нравственных качеств. Одна из важнейших идей утопистов – идея всеобщности эстетического воспитания, равного участия всех людей в производстве и потреблении эстетических ценностей.
В процессе анализа научно-педагогической литературы (Ю.И. Иванова, Ю.Ф. Катхановой, Б.М. Неменский и др.) установлено, что эстетическое воспитание является высшим достижением педагогики и психологии, оно развивается на «стыке» ряда других общественных наук и основывается на методологических установках теории воспитания
В процессе анализа педагогической литературы, установлено, что педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. [28, 30].
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания. [4]
Особое место занимает эстетическое воспитание в школе, где оно становится делом всей учебной и вне учебной жизни школы. Эстетическое воспитание ребенка должно основываться на его приобщении к труду, т.к. именно в этом процессе может сформироваться его эстетическое отношение и к самому процессу трудовой деятельности, и к предмету труда, к орудиям, к созданию в труде продуктов. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и к искусству [5; 16; 21; 35].
На занятиях по технологии обработки материалов учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают начальные навыки художественно-творческой деятельности. Изучение в рамках образовательной области «Технология» проектирования одежды дает общее направление эстетического воспитания и творческого развития учащегося. Цели и задачи занятий по проектированию одежды придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса – обучающей, воспитывающей и развивающей.
Отечественная педагогика уделяет должное внимание эстетическому воспитанию. По мнению отечественных педагогов, таких как В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев и многих других, считается, что начинать процесс эстетического воспитания следует с развития "внешних чувств"; основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения учащихся, их наблюдательности, высказывали мысль о том, что эстетическое воспитание должно осуществляться в процессе изучения детьми не только «художественных» дисциплин, но и дисциплин естественнонаучных, в ручном труде и т.п. [3; 21; 31].
В процессе анализа психологической литературы, установлено, что психологической наукой подчеркиваются некоторые особенности эстетического воспитания детей. Восприятие искусства детьми и детское творчество, а, следовательно, художественное воспитание и образование детей имеют свои особенности. Характеризуя некоторые из этих особенностей в психологическом плане, ученые отмечают особо важную роль эмоционального фактора в жизни детей. При этом эмоциональное восприятие ребенком явлений действительности тем более сильно, чем теснее оно связано с работой воображения, с «мысленным действием». Приобщение человека к искусству открывает возможности особенно активного целенаправленного и глубокого внедрения в его сознание эстетических отношений к миру, приносят ему такие эстетические ощущения и переживания, которых он не мог бы получить ни в практической своей жизни, ни в каких-либо других источниках.
Психологическими критериями измеряются способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребёнок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние. [26; 27].
Эстетическое обучение и воспитание является неотъемлемой частью методологии гармонического развития личности как общечеловеческой ценности. У детей развивают эстетическое чувство, эстетическое сознание и как следствие этого эстетический вкус.
Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства, возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояние потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.
Центральное место в эстетическом образовании школьников, развитие у них эстетических творческих способностей занимает эстетический вкус. Он несет в себе большую печать индивидуальности. Именно она превращает эстетический вкус в такое качество творческой личности, которая способствует развитию нестандартной мысли, оригинальности.
Развитие эстетического вкуса является важной педагогической задачей включения учащихся в процесс творчества. Он создает гармонию в индивиде, устанавливая её между чувственно эмоциональной и интеллектуальной жизнью.
Эстетический вкус- это способность человека по чувству удовлетворенности или не удовлетворенности дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного.
Эстетическое сознание, которое включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.[15]
Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает у школьников художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала. Художественно-эстетический вкус- это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять, подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценивать его. На этой основе развивается способность эстетического суждения — доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности.
Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования её красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного.
В ходе изучения литературы по социологии, было выявлено, что социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношений ребёнка: его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми. Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности по изготовлению швейных изделий, необходимо заботиться о её организации, раскрывать её плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека.
Задача обеспечения эстетического воспитания подрастающего поколения заключается в развитии у каждого молодого человека умения оценивать нравственно-содержательную сторону эстетического и аспект моральных норм, учитывать это в своей повседневной практике.
Обусловленность задач эстетического воспитания в образовательной области «Технология» социально-экономическими потребностями дальнейшего развития общества повышает значимость эстетического развития подрастающего поколения, от его соответствия требованиям производства зависит качество продукции, ускорение технического прогресса и развитие эстетического начала в труде. Без эстетического воспитания, без формирования способности к эстетическому творчеству невозможно решить одну из важнейших задач — задачу по всестороннему и гармоничному развитию личности. [8]
Эффективность процесса формирования у школьников эстетических знаний и умений зависит от педагогического профессионализма учителя, его умений использовать образовательный и воспитательный потенциал наполнения трудового, технологического процесса эстетическим смыслом. Несмотря на то, что главным критерием оценки человека в нашем обществе являются интеллектуальные и нравственные качества, но в отношении к одежде, к своему облику, к моде эти качества проявляются особенно ярко и наглядно.[16;46]
Теория эстетического воспитания включает разработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания определяются в соответствии с задачами и его содержанием. Выделяются следующие средства: окружающая действительность, природа, искусство, эстетика поведения, эстетика вкуса, эстетика быта.
На каждом этапе общественного развития вырабатываются свои представления об эстетическом и художественном, прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, которые тесно переплетаются с представлениями о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости.
Эстетическое воспитание — целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиции общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты.
Эстетическая подготовка учащихся должна являться важнейшей сферой его приобщения к человеческим ценностям, составляющим основу культурной среды. Исходя из содержания профессиональной деятельности учителя технологии, указанное приобщение ему необходимо основывать на интеграции знаний из различных областей наук, раскрытия учащимися взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, технологических, педагогических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры. Организовать данный процесс обучения на должном уровне сможет только учитель, который владеет профессиональными исследовательскими умениями и навыками, способен активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решения педагогических ситуаций [46;17].
В процессе создания одежды, то есть в процессе труда, человек переосмысливает и преобразует не только объект, но и самого себя. Труд не тождествен механической работе, которую способны совершать природные силы. Продукты труда есть материальное выражение духовных потенций, и осуществление сознательных целей. Обратившись к эстетическому становлению личности, мы обнаруживаем здесь специфическое воплощение общих закономерностей развития человека в труде. Очень важное значение в процессе создания продукта труда имеет производственная среда. Создание наиболее благоприятных условий для деятельности предполагает эстетическое совершенствование сферы производства. Красота изделия — это не внешняя характеристика формы, а показатель совершенства, надёжности конструкции, её высшей целесообразности. Повседневная жизнь человека проходит среди вещей, которые обслуживают его во всех сферах существования. Самое близкое к человеку — это одежда. Эстетика костюма имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. В конструкции одежды, её декоре и технологии воплощены наиболее ценностные и художественные оптимальные конструкторские и технико-технологические изделия. В создании одежды давно выявили взаимосвязь эстетических и технологических знаний. Процесс производства одежды должен основываться на законах тектоники, ритма, пропорции, симметрии и т.д. В процессе производства одежды учитель технологии должен обучить учащихся умело использовать композиционные элементы (объём, линия, цвет, пространство и т.д.), а также правильно подбирать ткань в зависимости от модели изделия, то есть определять фактуру материала.
В процессе изготовления швейных изделий, в создании новой оригинальной модели, формирование учителем эстетических знаний и умений, имеют большое значение. Обладая ими, учащиеся, сумеют распознать, различить, оценить продукт труда, смогут изобретать новые виды отделки, придумывать новые фасоны, находить новые способы решения задач, анализировать свою работу. Учитель чувствует, что он должен сегодня давать всё больше эстетических знаний, формировать новые понятия мира.
Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Подростки, в отличие от детей, имеют большой запас знаний. Они могут воспринимать и теоретические положения эстетики, вопросы теории и истории искусства. Поэтому эстетическое воспитание невозможно без приобщения их к мировой сокровищнице художественной культуры.[10]
Важным разделом эстетического образования подрастающего поколения является также эстетика труда и быта. Формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей и подростков, той обстановки, в которой они находятся в школе и в учреждениях дополнительного образования.
В эстетическом образовании подрастающего поколения всех возрастов эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического образования можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию детей и подростков.
1.2 Проектная деятельность в контексте структуры и содержания учебных программ образовательной области «Технология»
эстетический воспитания старшеклассник крой шитье
Раскрытие педагогических и дидактических проблем организации проектной деятельности учащихся 10-11классов в процессе изготовления одежды объективно потребовали анализа и структуры учебных программ образовательной области «Технология».
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся определяет Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, он распределяет учебное время, отводимое на основании федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.
Выполнение творческих проектов начинается со второго класса, где при выполнении проектной работы младшие школьники стремятся использовать знания из всех пройденных разделов программы, применять в своей проектной деятельности все изученные технологии.
Объектом проектной деятельности в начальной школе могут быть простейшие проекты из изучаемых объектов труда (бумаги, картона, ткани, природных материалов, конструктора и т.д.)
Далее творческие проекты выполняются в процессе общетрудовой подготовки в 5-7 классах, где обучение технологии представляет собой интегративный процесс, который имеет бытовую и производственную направленность и рассчитан на обеспечение системы знаний учащихся в области обработки ткани, проектирования и изготовления швейных изделий, выполнения бытовых работ. Указанная система знаний, формирующаяся в процессе обучения по обслуживающему труду, находится в сложной зависимости с первым этапом начальной трудовой подготовки и последовательно переходит в профильное обучение, которое было обусловлено ознакомлением учащихся в 5-7 классах с профессиями.
В виду того, что целью нашего исследования является обоснование, разработка и экспериментальная проверка спроектированного процесса организации проектной деятельности учащихся 10-11классов по изготовлению одежды, необходимо и целесообразно проведение анализа программ и выявления возможностей по организации результативной проектной деятельности старшеклассников основной школы.
Данные для анализа об изучаемых разделах программы 10-11 классов представлены в сводной таблице № 1.
Таблица № 1 Структура и содержание обучения учащихся X – XI классов в программах образовательной области «Технология»
№ п/л |
Содержание разделов и тем. | Количество урочных часов |
10 класс | ||
1. | Основы предпринимательства | 18 |
2. | Информационные технологии (машинное дело производство) | 14 |
3. | Технологическое творчество, основы художественного конструирования | 20 |
1 | Развитие материальной культуры и прикладного искусства | 2 |
2 | Зарождение и становление дизайна | 1 |
3 | Дизайн в России | 2 |
4 | Формообразование | 2 |
5 | Практическая работа | 2 |
6 | Композиция | 2 |
7 | Практическая работа | 4 |
8 | Цвет | 1 |
9 | Практическая работа | 4 |
4. | Проект | 16 |
ИТОГО | 68 | |
11 класс | ||
1. | Производство и окружающая среда | 18 |
2. | Информационные технологии (компьютеры в современном мире) | 14 |
3. | Техническое творчество, основы художественного конструирования | 20 |
1 | Последовательность выполнения проекта | 2 |
2 | Техника выполнения проектной графики | 2 |
3 | Практическая работа | 4 |
4 | Объемное проектирование (макетирование) | 2 |
5 | Практическая работа | 10 |
4. | Проект | 16 |
ИТОГО | 68 |
В процессе анализа таблицы № 1 нами выдявлены общие и структурированные разделы и темы, изучаемые как в 10-м, так и 11-м классе. Исходя из этого, отметим, общими разделами и темами являются: «Информационные технологии», "Художественное конструирование« и »Проект". Кроме этих разделов в программу так же включены такие разделы как: «Основы предпринимательства», "Производство и окружающая среда". Из данных таблицы № 1 видно, что бюджет времени на учебный год составляет в 10 и 11 классе по 68 часов. На изучение раздела "Художественное конструирование" отводится 20 часов как в 10, так и в 11 классе. Главная цель введения этого раздела — показать детям место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, познакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий; в дополнении к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе как технологические, так и эстетические начала. По программе за эти часы предлагается изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, бытовых приборов, посуды, несложных механических устройств, детских игр и др. Но так как материально техническая база в школах очень слабая то данные виды работ не могут осуществиться. Целесообразно будет заменить этот раздел на проектирование одежды. В этом случае будет реализовываться эстетическая и дизайнерская направленность процесса обучения, при обучении учащихся главная цель которого- формирование и развитие творческих, эстетических, дизайнерских задатков в неразрывной связи с общетехническими, конструкционными, технологическими знаниями и умениями, трудовыми навыками по моделированию и конструированию.изделий.
Проявление таких задатков является развитием духовного начала в отношении учащихся к выполнению заданий по теме в сопряжении с важнейшими реальностями его внутреннего мира (нравственные ориентиры, эстетический вкус, способность к поисково-творческим, эмоциональным состояниям т.д.) особенно в процессе их самостоятельной работы над созданием модели и конструкции одежды.
В разделе "Художественное конструирование" объектом технологической деятельности могут, является брючные изделия в 10 классе, в 11 классе учащимся предоставляется возможность выполнить костюм или другое изделие по авторскому замыслу.
В ходе анализа установлено, что программное содержание обучения ориентировано на активизацию познавательно-преобразующую деятельность учащихся 10-11 классов, основанную на выполнение авторского проекта и его защите, на который отводится в 10и 11 классах по 16 часов.
Творческий проект включает в себя несколько этапов, которые выполняют учащиеся:
1. Выбор и обоснование проекта.
2. Определение дизайнерской задачи.
3.Выполнение проекта (технологическая последовательность изготовления изделия).
4.Расчет себестоимости изделия.
Таким образом, в процессе данного вида детельности развитие подрастающего поколения происходит разносторонне. Творческая работа учащихся обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Выполнение творческих проектов является эффективным способом трудового воспитания и политехнического образования учащихся.
Освоение и реализация основных этапов проектной деятельности во многом зависит от состояния материально-технической базы учебных мастерских общеобразовательных учреждений. Это важная характеристика, воздействующая на качество, мобильность и результативность подготовки учащихся, соответствующих требованиям к уровню их подготовки. Высокая техническая и технологическая оснащенность учебных мастерских существенно повысит интерес обучающихся к процессу познания, профессиональному самоопределению, будет способствовать повышению качества их технологической обученности.
Детерминированность бюджета учебного времени, выявленная в процессе анализа таблицы № 1, не позволяет раскрыться учащимся в процессе изготовления программных изделий на занятиях «Технологии», проявить себя в сложных конструкторских или других решениях.
Анализ содержания обучения интересов учащихся к изготовлению различных видов изделий из текстиля позволил нам разработать банк творческих проектов для учащихся 10-11классов, в рамках предлагаемой программы, с учетом использования 20% бюджета учебного времени на индивидуальное обучение..
В результате реализации личностно-ориентированного обучения в процессе проектно-творческой деятельности, расширяется эстетические, конструкторско-технологические и экономические знания и умения.
Из определения современного проектирования как процесса разработки новых объектов, которые кладут начало изменениям в предметной, искусственной среде, и исходя из предложенного банка проектов в 10-11классов, следует, что имеются такие важные цели, как развитие новых потребностей у учащихся. Вызвать новые потребности в проектировании предметной среды – значит содействовать техническому и художественному прогрессу и вместе с тем удовлетворению этих потребностей у школьников как у потребителей.
Проектирование – это искусство, а искусство активно только тогда, когда оно создает новые формы, новые образцы, новые идеи, новые эмоции. Такой творческий тренинг призван дать школьнику главное – интерес к жизни, труду, указать пути, по которым можно идти и находить решение новых проблем, возникающих в процессе труда. Это дает основание к построению модели проектно-творческой деятельности учащихся 10-11 классов в процессе обучения технологии изготовления одежды.
Глава 2. Реализация эстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
2.1 Содержание, формы и методы эстетического воспитания старшеклассников в процессе обучения проектированию одежды
Экспериментальной базой для выявления использования проектной деятельности являлась МОУ средняя общеобразовательная школа № 16. Во время практики были проведены уроки в 11 классах по разделу «Проектирование и изготовление одежды». Из предложенного банка проектов, учащиеся выбрали проект «Изготовление вечерних платьев».
При подборе проектных заданий учитывались принципы дидактики, специфические для трудовой деятельности (политехническая и профориентационная направленность, соединение обучения с производственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научности и др.).
На основе разработанного Министерством Образования тематического плана программы по «Технологии» были проведены 2 экспериментальных урока по каждому этапу проектирования.
План – конспект урока № 1.
11 класс – 2 часа.
Тема: КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Цель: образовательная – сформировать у учащихся понятия о особенностях построения чертежа платья, научить построению чертежа спинки и полочки.
воспитательная – воспитать аккуратность, усидчивость при выполнении практического задания.
развивающая – развить творческое, логическое мышление, моторику рук, сенсорные способности.
Инструменты и приспособления: миллиметровая бумага, чертеж основы платья, линейка, карандаш, ластик.
Межпредметные связи: биология, черчение, математика, физиология.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Установление тишины.
1.3. Отчет дежурного об отсутствующих.
1.4. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вводный инструктаж.
2.1. Ознакомление учащихся с темой и целью урока.
2.2. Письменный опрос учащихся по карточкам-заданиям.
А) Установите соответствие.
Условное обозначение мерки. Название мерки.
1) СгII А. Длина спинки до талии.
1) Вс Б. Высота подъягодичной
складки.
2) Оп В. Обхват плеча.
3) Дтс Г. Высота сидения.
Д. Полуобхват груди второй.
Е. Полуобхват талии.
Ж. Полуобхват бедер.
Ответы: 1д; 2г; 3в; 4а.
Б) Впишите пропущенные слова.
Снятие мерки "полуобхвт бедер" выполняется горизонтально вокруг … , сзади по наиболее выступающим точкам …, спереди с учетом … .
Ответ: Снятие мерки "полуобхвт бедер" выполняется горизонтально вокруг бедер, сзади по наиболее выступающим точкам бедер, спереди с учетом живота.
В) Отметьте знаком «+» все правильные ответы.
В процессе моделирования вытачки на прямой юбке могут быть преобразованы:
1) в швы;
2) в рельефы;
3) в фалды;
4) в складки;
5) в жабо.
Ответ: 2), 4).
Г) Ножницы необходимо передавать:
1) концами к себе;
2) концами от себя.
Ответ: 1.
2.3 Изложение нового материала
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Построение чертежа этого изделия начнем с выполнения базисной сетки. Определим сначала ее ширину, а затем длину, уровень линии груди, линии талии и линии бедер, ширину спинки и полочки, ширину проймы. Из чего же будем исходить? Конечно же, из пропорциональных отношений фигуры, ведь в предыдущей работе это нам очень помогло. Обратимся к построению чертежа основы юбки: ведь ее можно рассматривать и как нижнюю часть платья.
Итак, возьмите чистый лист бумаги и проведите у левого края вертикаль, на которой примерно в середине поставьте точку Т (рис. 9). Эта точка, как вы уже поняли, будет определять начало линии талии. От этой точки отложите вниз отрезок, равный 3/5 величины Дсб (63,3 см), и поставьте точку Н.. Эта точка будет находиться на уровне колена, но на этом чертеже, как и на чертеже юбки, обозначьте ее буквой Н (начало линии низа).
Найдите теперь линию бедер, которая будет находиться на уровне1/3 величины Дсб от линии талии, поставьте точку Б.
Линия груди будет находиться выше линии талии на величину ТБ (21,1 см) или на величину 1/3 77/, что, по сути, одно и то же. Полученную точку обозначьте буквой Г. Вверх от нее отложите ту же величину (21,1 см) и поставьте точку Ло (верхняя точка чертежа). Пока мы обошлись совсем без формул, но если бы мы воспользовались единым методом конструирования, то для нахождения линии глубины проймы или линии груди пришлось бы применить формулу Впрз+ Пспр + 0,5 Пдтс = = 19,6+1,5 + (0,5Х0,5) = 21,4. Сравните с нашей цифрой — 21,1: погрешность совсем небольшая, а расчет гораздо легче.
А вот при определении ширины изделия по линии груди без формулы не обойтись.
1.Ширину изделия найдите так:
Сгш+Пг= 44,0+6,0= 50 см
От точки Л0 вправо по горизонтали отложите отрезок, равный 50 см, и поставьте точку а.
2. Определите теперь ширину спинки по формуле
Шс+Пшс= = 174-1=18 см
Найденную величину отложите от точки Ло вправо и поставьте точку а.
3. Ширину полочки (переда) определите по формуле:
Шг+(Сг11-Сг1)+Пшп= = 16,4+(45,8—42,5)+0,5= 20,2 см.
Отложите эту величину от точки а влево и поставьте букву а2.
4.Постройте прямоугольник, который и определит основные размеры базисной сетки. От точки, а проведите вертикальную линию вниз, а из точки Н вправо — горизонтальную. Точку пересечения этих двух линий обозначьте буквой Н.
Теперь вы можете определить линии груди, бедер и талии, проведя для этого горизонтальные прямые из точек Г, Г и Б до пересечения с линией аН. Точки пересечения обозначьте соответственно буквами Г, Т и Б. Из точек щ и а2 опустите вниз перпендикуляры, точки пересечения обозначьте буквами А и Гз. Этот отрезок будет определять ширину проймы. Итак, вы закончили построение базисной сетки.
5.Следующий этап — построение спинки изделия. Сначала определитеширину горловины. Для этого воспользуйтесь формулой:18:3 + 0,5=6,5 см. От точки По вправо отложите эту величину и поставьте точку П.
6. От точки А вниз по вертикали отложите глубину горловины, которая равна 1/3 ширины горловины, т.е. 6,5:3 = 2,2 см. Поставьте точку А. Из этой точки влево проведите горизонтальную прямую до пересечения с линией середины спинки, поставьте точку Л2. Соедините точки А2 и А плавной кривой.
7. Найдите теперь линию плеча. Для нахождения конечной точки плечевого шва спинки (П) необходимо провести две дуги: одну — из точки А радиусом, равным ширине плечевого ската (Шп) плюс раствор вытачки или величина посадки: 13,3 + + 1,5=14,8 см; другую—из точки Т радиусом, равным Впк + Пдтс = = 41,6 + 0,5 = 42,1 см. Точки пересечения этих двух дуг обозначьте буквой Я. Соедините точки Л и Я прямой линией.
8. Найдите положение плечевой вытачки, ее глубину и длину. Для этого разделите отрезок ЛЯ на три части. Обозначьте первую точку деления (она будет находиться на плечевой линии ближе к точке Л) буквой
С и проведите через нее вертикальную прямую, параллельную линии середины спинки. Вверх от точки С отложите 0,3 см (это завышение вытачки) и обозначьте полученную точку буквой С. От нее вниз по прямой отложите длину вытачки 5,0...7,0 см и поставьте точку С2. Теперь от точки С вправо отложите 1,5 см (глубина вытачки) и поставьте точку Сз. Соедините точки С3 и С2,р а также С2 и С прямы- ми линиями. Это стороны вытачки. Уравняйте вторую сторону по первой и поставьте точку С4. Проведите новую линию плеча через точки Л, G и С4, Я.
Рис №1 Основа конструкции платья.
9. Следующий этап — нахождение точек для оформления линии проймы спинки. Таких точек 4. Первая находится так: от точки Я проведите горизонтальную прямую до пересечения с вертикалью Гг, поставьте точку П. Для нахождения второй разделите отрезок ПГъ пополам (знак X) и опуститесь вниз на 2 см. Полученную точку обозначьте буквой Я2.
Третья точка получится на чертеже, если вы проведете из точки Я2 горизонталь, на которой затем отложите отрезок, равный отрезку ЯгА- полученную точку обозначьте цифрой /.
Последняя, четвертая точка находится делением отрезка Г2Гз пополам (середина проймы). Точку обозначьте буквой Г4. Из точки / проведите дугу радиусом, равным отрезку Я2/. Дуга соединит точки Я2 и Г4. В верхней части проймы соедините точки Я2 и Я прямой, найдите ее середину, восстановите из нее перпендикуляр, отложите на нем 0,3...0,5 см и проведите плавную линию.
10. А теперь приступайте к построению чертежа переда. Сначала определите уровень вершины горловины. Для этого от точки Т отложите вверх отрезок, равный Дтп + Пдтп + Пур (припуск на уработку). Величина припуска на уработ-ку, наслоение и толщину тканей для изделий платьевой группы с застежкой спереди равна 0,5 см; для жакетов — 1,0...1,5 см.
Сделайте по этой формуле расчет: 42,4 + 0,5 + 0,5 = 43,4* см. Отложите полученный отрезок от точки Т вверх. Обозначьте полученную точку буквой Аз-
11.Определите ширину горловины переда. От точки Аз влево проведите горизонталь, на которой отложите величину, равную ЛоЛ (с чертежа спинки), т.е. 6,5 см, поставьте точку Л4.
12.Глубина горловины равна ее ширине плюс 1 см: 6,5+1=7,5 см. Отложите эту величину вниз от точки Лз и поставьте точку Л5. Соедините теперь точки Л4 и Аь плавной линией.
13.Постройте теперь нагрудную вытачку. Сначала определите положение ее высшей точки, для чего разделите отрезок Г3Л пополам и вычтите 1: 20,2:2—1 = 9,1. Отложите эту величину влево от точки Л и поставьте точку Гь.
Соедините точки Л4 и Гъ прямой и продолжите ее немного за линию груди. Из точки Л4 на этой прямой сделайте засечку радиусом, равным величине Вг (24 см), полученную точку обозначьте буквой /V
Вы получили одну сторону нагрудной вытачки.
Определите теперь раствор нагрудной вытачки с тем, чтобы построить и вторую ее сторону. Используйте для этого формулу: 2 (Сгн-Сг^ + ^Д.^О)^ (45,8-— 42,5)+1,5 = 8,1 см.. Из точки Л4 влево проведите дугу радиусом 8,1 см, а из точки А дугу радиусом 24 см (правая сторона вытачки). Точку пересечения этих дуг обозначьте буквой П- Соедините точки Пб и Г6 прямой, в результате чего получите вторую сторону вытачки.
14. Постройте пройму и линию плеча полочки (переда). Для этого от точки ГА вверх отложите отрезок, равный Г2Я1 (с чертежа спинки), и поставьте точку Яз. Отрезок ЯзА разделите на три равные части. Первую (от точки Г3) точку деления обозначьте буквой Я4. Из точки Я4 радиусом Я4Я3 проведите влево дугу, а из точки Лб на этой дуге радиусом, равным Шп, сделайте засечку и обозначьте полученную точку, являющуюся вершиной проймы полочки (переда), буквой Я5. Соедините теперь точки Я5 и Л6 — получите линию плеча.
Линии проймы полочки пока нет, но есть три точки (Я4, Я5 и Г4), которые помогут построить ее. Из точки Я4 влево проведите горизонтальную линию, на которой отложите отрезок, равный П^Г^, поставьте точку 2. Из этой точки проведите дугу радиусом 2П^ до точки Г4, оформив таким образом нижнюю часть проймы. Соедините затем точки Пъ и Я4 прямой, разделите ее пополам, из точки деления восстановите перпендикуляр, равный (0,3-^0,8) —0,8 см, и обозначьте полученную точку цифрой 3. Соедините теперь полученную точку с точками Пь и Я4 плавной линией.
В изделиях платьевой группы длину проймы полочки (переда) уменьшают из-за растяжения ткани и соответственно корректируют плечевую линию. Для этого от точки Пь вниз по линии проймы отложите 0,5 см и поставьте точку Я£. Проведите теперь новую линию проймы через эту точку и опустите линию плеча.
15. Определите теперь линию бока полочки и спинки, а также ширину спинки и полочки по линии низа. Из точки Б2 вправо и влево отложите по 2 см, полученные точки обозначьте буквами Б3 и Б4. Соединив точки Г4 с £4 и продолжив эту линию до горизонтальной прямой (точка Яз), получите боковую линию спинки, которую необходимо подкорректировать. От точки Яз вверх по линии бока спинки отложите 1 —1,5 см и поставьте точку Я4. Соедините точки Я4 и Н плавной линией, это и есть линия низа спинки. Соедините точки Г4Б3 и продолжите эту линию до горизонтальной прямой, точку их пересечения обозначьте буквой Б5. Теперь так же, как и при построении линии бока спинки, отложите от точки Нъ вверх 1...1.5 см и поставьте точку //б, которую затем соедините плавной линией с точкой Н.
Чертеж основы конструкции платья с втачными рукавами готов. Правда, длина изделия получилась до колен, как и при построении чертежа основы юбки. Если вам это не нравится, можете изменить ее.
Этот чертеж конструкции основы платья вы можете использовать при разработке конструкции изделий отрезных и не отрезных по линии талии, а также блуз.
Далее познакомимся с построением чертежа конструкции полуприлегающего и прилегающего силуэтов, которые отличаются от чертежа основы положением линии бока и наличием дополнительных вытачек на линии талии (рис. 10). Глубина вытачек зависит от степени прилегания платья и размера прибавки на свободное облегание.
1. Найдите положение линии бока, предварительно определив вершину линии бока. Для этого от точки Г — 2 отложите вправо 3 см и поставьте точку Г7, из которой проведите прямую линию вверх до пересечения с линией проймы. Точку пересечения обозначьте буквой Г'т.
Положение осевой линии на линии бедер вы найдете, если из точки Г7 проведете вертикаль на линию бедер. Точку пересечения обозначьте буквой Бг. III. Текущий инструктаж.
Самостоятельно, по записям в тетради, построить чертеж основы конструкции прямой юбки. В текущем инструктаже предусмотрены комплексный и целевой обходы.
Комплексный обход – учитель следит за работой всех учащихся, исправляет допущенные ошибки.
IV. Заключительный инструктаж.
4.1. Сообщение и обоснование оценки.
4.2. Анализ типичных ошибок.
4.3. Раскрытие причин этих ошибок.
V. Организационная часть.
Уборка класса дежурными.
Анализ урока.
1. Тип урока – комбинированный. Элементы урока чётко выражены. Дозировка времени отводимая на каждую часть урока выдержана правильно. На карточки-задания учащиеся ответили следующим образом: 5 учащихся получили удовлетворительные оценки, 4 получили четверки и 1 получил отличную оценку.
2. По данной теме все требования программы получили отражения в уроке. При ознакомлении с новым материалом учащиеся активно воспринимали, понимали материал, были заинтересованы им. Имело место организация первичного, сопутствующего закрепления после ознакомления с новым материалом.
3. Учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, систематизация и классификация).
4. На уроке использовались различные наглядные пособия, которые были выполнены правильно и достигли своей цели. Методы и приёмы применения знаний и выработки умений и навыков были достаточно разнообразны. Методы проверки и контроля выбраны рационально. Письменный опрос учащихся был организован правильно.
5. К началу урока было все необходимое было подготовлено (дата, тема и цель записаны на доске, плакаты развешены, подготовлены карточки-задания, в классе сделана влажная уборка). Учитель с начала урока установил контакт с классом.
6. Была проверена готовность учащихся к уроку. Наиболее активными учащиеся были на текущем и заключительном инструктаже, поскольку учащимся хотелось приступить к работе и узнать результаты своей работы. Учащиеся на уроке занимались следующими видами деятельности: речевая, слушание, записывание, конструирование, черчение, моделирование. На уроке учащиеся были дисциплинированы.
7. В классе достаточная освещённость кабинета, мебель соответствует возрасту учащихся. Учащиеся сидят с учётом их здоровья, роста, успеваемости. Так же ими соблюдались правила техники безопасности.
План – конспект урока № 2
Тема: Отделка легкого платья.
Цель: образовательная – ознакомить учащихся с видами отделки легкого платья и способами их выполнения.
Воспитательная – воспитать проектную, творческую культуру. Воспитать аккуратность, усидчивость при выполнении практического задания.
Развивающая – развить творческое, логическое мышление, моторику рук,
сенсорные способности.
Инструменты и приспособления: ткань , ножницы, нитки игла.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент (5 минут).
1.1. Приветствие.
1.2. Установление тишины.
1.3. Отчет дежурного об отсутствующих.
1.4. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вводный инструктаж (30 минут).
2.1. Ознакомление учащихся с темой и целью урока.
2.2. Письменный опрос учащихся по карточкам-заданиям.
1)Отметьте в скобках правильную последовательность технологических операций.
Раскладка выкройки на ткани производится в следующей последовательности:
7 – разложить мелкие детали;
5– разложить крупные детали;
4– сколоть ткань булавками;
8– приколоть мелкие детали;
6– приколоть крупные детали;
1– определить лицевую сторону ткани;
2– определить направление долевой нити;
3– сложить ткань вдвое;
9– нанести контрольные линии и точки;
11– разметить припуски на обработку;
10– обвести детали по контуру.
2). Отметьте знаком «+» все правильные ответы.
В процессе моделирования основная вытачка может быть перенесена:
1) в горловину;
2) в пройму;
3) в рукав;
4) в боковой шов;
5) в линию талии.
Ответ: 1), 2), 5).
3).Отметьте знаком «+» два правильных ответа.
Расширение прямой юбки по линии низа может быть выполнено:
1) увеличением ширины заднего полотнища;
2) увеличением ширины переднего полотнища;
3) закрытием вытачек по линии талии;
4) дополнительными разрезами.
Ответ: 3), 4).
2.3. Изложение нового материала.
III. Текущий инструктаж (35 минут).
Для украшения легкого платья или костюма используются различные виды отделки: оборки, буфы, рюши, кружева, плиссировка и т.д.
Оборками отделывают женские и детские платья. Ночные сорочки, юбки блузы. Оборка-это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединен с изделием, в оборках различают срез притачивания и отлетной срез.
Буфы — это пышные сборки на платье. Особенно часто их делают на рукавах и кокетках.
Рюши — это полоски ткани для отделки, собранные в сборку по середине.
Широко распространенным способом отделки является плиссировка ею украшают воротники, манжеты и другие детали платья.
Платья из однотонной ткани часто украшают мелкими складочками- защитами. Их застрачивают группами на разных деталях одежды. В толстых и узорчатых тканях защиты не применяются.
Красивым видом отделки являются рельефные узоры Их выполняют на изделиях из шерстяной или плотной шелковой ткани и располагают на лифе и юбке.
Также красивой отделкой являются воланы. Ими не редко украшаются платья для девушек. Воланы могут быть выполнены как из основной ткани, так и из отделочной.
Для отделки платья часто используют тесьму. Ею можно отделать воротник, манжет по наружному краю, втачать в линию рельефа, связать в узелки и пришить на застежке вместо пуговиц.
Приятно выглядит одежда украшенная вышивкой. Она может быть ручной или машинной. Отделывая платья вышивкой следует учитывать фактуру ткани, фасон, возраст человека. Вышивку обычно располагают на воротниках, полочке, на карманах, рукавах, кокетках, внизу изделия.
Неплохой отделкой являются кант, бейка, вставка из ткани другого цвета. Для отделки одежды из узорчатой ткани надо брать одноцветную, сочетающуюся с одним из цветов узора. Одежду из однотонной ткани можно отделать кантом другого цвета.
Как отделку можно использовать вязание. Эта ее разновидность не только красива, но и практична, так как позволяет освежить надоевшие вещи.
Одежду можно так же украсить аппликацией. Платье из матового шелка отделывают аппликацией из того же материала, но блестящей стороной вверх.
Кружевом отделывают платья, юбки, блузки. Оно освежает одежду, делает ее нарядной.
Рассмотрим подробнее выполнение одного из видов отделки.
Раскрой оборки и последовательность притачивания ее к изделию.
Раскраивают оборку из основной или отделочной ткани по косому или поперечному ее направлению шириной от 1,5 до 3 см., а длиной в 1,5 или 2 раза больше длины детали к которой ее притачивают. С целью экономии материала полоску для оборки можно составить из нескольких частей.
Части оборки складываются лицевой стороной внутрь, уравнивая срезы и стачивать по долевой нити (шириной шва 5-7 мм).
Притачивание оборки к срезу детали производят в такой последовательности.
1. Оборку собирают на нитку.
2. Лицевую сторону оборки соединяют с лицевой стороной изделия сметывают и притачивают.
3. Нитки приме5тывания удаляют, срезы обметывают.
4. Шов заутюживают в сторону основной детали
Практическая работа.
Задание: Выполнить образцы отделок.
В текущем инструктаже предусмотрены комплексный и целевой обходы.
Комплексный обход – учитель следит за работой всех учащихся, исправляет допущенные ошибки.
IV. Заключительный инструктаж (5 минут).
4.1. Сообщение и обоснование оценки.
4.2. Анализ типичных ошибок.
4.3. Раскрытие причин этих ошибок.
V Организационная часть (5 минут).
Уборка класса дежурными.
Анализ урока.
1.Тип урока – комбинированный. Элементы урока чётко выражены. Дозировка времени отводимая на каждую часть урока выдержана правильно. На карточки-задания учащиеся ответили следующим образом: 6 получили четверки и 4 получил отличную оценку.
По данной теме все требования программы получили отражения в уроке. При ознакомлении с новым материалом учащиеся активно воспринимали, понимали материал, были заинтересованы им. Имело место организация первичного, сопутствующего закрепления после ознакомления с новым материалом.
2. Учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, систематизация и классификация). Появились мотивы интеллектуального побуждения. Развитие познавательной самостоятельности учащихся было обеспечено практическим заданием, которое было средством развития творческого мышления, поскольку задание носило творческий характер.
3. На уроке использовались различные наглядные пособия, которые были выполнены правильно и достигли своей цели. Методы и приёмы применения знаний и выработки умений и навыков были достаточно разнообразны. Методы проверки и контроля выбраны рационально. Письменный опрос учащихся был организован правильно.
4. К началу урока было все необходимое было подготовлено (дата, тема и цель записаны на доске, плакаты развешены, подготовлены карточки-задания, в классе сделана влажная уборка). Учитель с начала урока установил контакт с классом.
5. Была проверена готовность учащихся к уроку. Наиболее активными учащиеся были на текущем и заключительном инструктаже, поскольку учащимся хотелось приступить к работе и узнать результаты своей работы. Учащиеся на уроке занимались следующими видами деятельности: речевая, слушание, записывание, конструирование, черчение, моделирование. На уроке учащиеся были дисциплинированы.
6. В классе достаточная освещённость кабинета, мебель соответствует возрасту учащихся. Учащиеся сидят с учётом их здоровья, роста, успеваемости. Так же ими соблюдались правила техники безопасности.
2.2 Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Заречная Л.П., к.п.н., старший преподаватель, методист Исаакян О.В., старший преподаватель Коротенко И.Т., директор школы Черных Т.А., завуч Попенскова Н.Р., учитель технологии Буряк Л. А., студентка 5 курса Кузнецова Ю.Г., учащиеся 11 «А» класса 8 человек. Всего в эксперименте приняли участие 15 человек.
Экспериментальная работа состояла из констатирующего и формирующего экспериментов, в результате которых был выявлен уровень знаний и умений, учащихся по технологии изготовления одежды в рамках программы.
Нами было проведено вводное анкетирование.
Анкета включала следующие вопросы:
1. Назовите этапы проектной деятельности?
2. Сущность технологического этапа.
3. Основные требования, предъявляемые к проекту.
4. Что такое композиция?
5. Является ли отделка самостоятельным элементом композиции?
6. Дать определение понятию «зрительная иллюзия».
7. С какой целью они применяются в проектировании одежды?
8. Какие швы будут применяться при изготовлении плечевого изделия?
9. Назовите виды обработки горловины и проймы.
10. Какие факторы учитывают при создании одежды?
Таблица 2 Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента учащихся 11«А» класса
№ | Ф.И.О. | Номер вопроса |
Ср.балл |
|||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Ткаченко Н. | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4,3 |
2 | Якуш Я. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,7 |
3 | Семенова И. | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,8 |
4 | Иванова Е. | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2.8 |
5 | Головина Д. | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3,9 |
6 | Пупазина Н. | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4,1 |
7 | Павлик С. | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,8 |
8 | Саенко А. | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4,3 |
Средний балл |
3,8 | 2,8 | 4,7 | 3,5 | 3,6 | 3,9 | 4,1 | 2,9 | 3,6 | 3,9 | 3,8 |
Рисунок 1. Диаграмма динамики проектировочных знаний, выявленных в процессе констатирующего эксперимента.
Анализ данной таблицы показал, что уровень знаний учащихся, выявленный в процессе констатирующего эксперимента составляет 3,8 балла, то есть учебный материал усвоен на 76%.
Проведенное исследование выявило необходимость повторения с учащимися вопросов вводного анкетирования и углубления знаний, что составило основу формирующего эксперимента.
Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3 Сводная таблица результатов формирующего эксперимента учащихся 11«А» класса.
№ | Ф.И.О. | Номер вопроса | Ср. балл | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Ткаченко Н. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,9 |
2 | Якуш Я. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4,9 |
3 | Семенова И. | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,5 |
4 | Иванова Е. | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3,1 |
5 | Головина Д. | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,3 |
6 | Пупазина Н. | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,6 |
7 | Павлик С. | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 5 | 3 | 3,2 |
8 | Саенко А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,8 |
Средний балл | 4,3 | 3,7 | 4,7 | 3,8 | 3.9 | 4,4 | 3,8 | 4,2 | 4,1 | 4,0 | 4,3 |
Анализ данной таблицы показал, что уровень знаний учащихся, выявленный в процессе формирующего эксперимента составил 4,3 балла, то есть учебный материал усвоен учащимися на 86 %.. Прирост знаний на формирующем эксперименте составил 0, 5 балла (4,3-3,8=0,5).
Рисунок 2. Диаграмма динамики проектировочных знаний, выявленных в процессе формирующего эксперимента
Рисунок 3. Диаграмма сопоставления результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Данные формирующего эксперимента свидетельствуют о положительных сдвигах в усвоении учебного материала, которые способствовали системе знаний с учащимися в период практики.
В процессе формирующего эксперимента заметны положительные сдвиги в уровне знаний учащихся. Однако потенциал учащихся далеко не исчерпан и многие из них могли бы достичь более высоких показателей.
Заключение
Эстетическое воспитание является нравственной основой образования в целом, важнейшей формой приобщения школьников к общечеловеческим ценностям, их социализации как личности. В результате проведенных исследований по теме курсовой работы было установлено, что проектная деятельность влияет на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий, способствует экономическому и социальному росту страны в целом, развивая творческие способности, технологическое мышление, эстетическую культуру и трудолюбие.
В курсовой работе были раскрыты социально-педагогические проблемы эстетического воспитания школьников основной школы в процессе организации проектной деятельности выявлены особенности организации эстетического воспитания учащихся 10-11 классов проектированию одежды, проанализировано содержание обучения учебных программ образовательной области «Технология», были разработаны и проведены занятия согласно тематическому плану.
Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды была проведена на базе средней общеобразовательной школы № 16 г. Славянска – на – Кубани Краснодарского края. Результаты проведенной нами экспериментальной работы показали повышение уровня эстетического воспитания, знаний, проектировочных умений и навыков старшеклассников на занятиях по технологии, что свидетельствует о посильности и доступности разработанной нами методики.
Следовательно, успешное завершение выполненного нами исследования в рамках курсовой работы дает основание утверждать, что поставленные цели при написании курсовой работы достигнуты, задачи решены, рабочая гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Бишенков А.К. Технология. Трудовое обучение: 8-9 кл.-М.: Дрофа, 1999.
2. Боговленская Д.В. Пути к творчеству. – М., 1981.
3. Бычков А.В. Развитие технологического творчества учащихся. М., 1996.
4. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М.: изд. Центр «Академия», 1999. – 50с.
5. Гилев Е.А., Егором Ю.С. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру / «Школа и производство» — 2001. № 4 стр. 25-28.
6. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Части1,2 / Под ред. Атутова. – Москва: ИОСОРАО, 1997. – 230с
7. Журнал «Школьные технологии» № 2 – 2001. стр. 35-37.
8. Завзягинский В.И. Методология и методика дидактических исследований – М.: Просвещение 1982 – с. 9-18.
9. Заречная Л.П. Моделирование, конструирование и технология швейных изделий (технология ремонта и обновления одежды в учебных лабораториях, студиях дизайна): Учебно-методическое пособие – г. Славянск-на-Кубани: Изд. центр. 2000 г.
10. Заречная Л.П. Проблемы подготовки учителя обслуживающего труда в перспективе развития педагогического образования. – г. Славянск-на-Кубани – 1998. – 181 с.
11. Заречная Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда . – г. Славянск-на-Кубани – 1998. – 638 с.
12. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. – М., 1987.
13. Ильина Т.Н. Вопросы теории и методики педагогического
эксперимента. – М.: Знание, 1975. – 122 с.
14. Использование метода проектов на уроках «Технологии» (трудового обучения) в школе: Методические рекомендации / Под ред. М.В. Павловой / С-Пб., 1996. – 68 с.
15. Каган М.С., Коськов М.А. Художественное конструирование: Система практики, система оценки. – Лениздат, 1973 – с. 17-18.
16. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л.: Брокгауз – Ефрон, 1925. – 73 с.
17. Коллингс Е.Н. Опыт работы американской школы по методу проектов. – М.: Новая Москва, 1926. – 288 с.
18. Корнеева В.М. Художественная штопка. Профессионально-техническое образование. – М.: Высш. шк. 1986 г.
19. Краткий политехнический словарь / Гл. ред. И.И.Артоболевский. – М.: Советская энциклопедия, 1977. – 392 с.
20. Крутикова Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества. Книга для учащихся. – Курск, 1995
21. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. – Л.: ЛГУ, 1980. – 172 с.
22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
23. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знания 1980, 16-18 с.
24. Мартогшяс Л.В., Скачкова Г.В. Курсы кройки и шитья на дому. – Мн.: ООО «Этоним», «Полымя», 1994. – 335 с.: ил.
25. Мельников Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.В. Методика трудового обучения (обслуживающий труд). – М.: Просвещение. 1985. – 224 с.
26. Методика обучения технологии. Под ред. В.Д. Симоненко – издательство ИГПИ. НМД «Технология». Брянск – ИШИМ, 1998. – 296 с.
27. Монтьева М.Р. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология» / Школа и производство 2000 № 6 стр. 4-5.
28. Нефедов Е. Ремонт и обновление одежды. Серия "Дамский клуб". Ростов н/Д: Феникс, 2000 г.
29. Овечкин В.П., Симоненко В.Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: Гуманитарно-деятельностный подход. – М. – Брянск, 1998 – 29 с.
30.Основы теории проектирования костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 352 с.
31. Павлова М.в. О проектном подходе к разработке содержания предмета «Технология» / Школа и производство, 1993 - № 5. с. 43-45.
32. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних учебных заведении. Под ред. С.А. Смирнова – 2-е год., испр. и доп. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 544 с.
33. Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1964 – Т.4 – 912 с.
34. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 5-11 кл. Под редакцией Хотунцева, В.Д. Симоненко – М.: Просвещение, 1996. – 222 с.
35. Прядехо А.Н. Развитие творческих интересов и способностей подростков. – М.: АПН СССР, 1990.
36. Разина Т.М. о профессионализме народного искусства. М., Советский художник, 1985.
37. Рапцевич Е.С. Формирование технических способностей у школьников: Книга для учителя – Мн: Нар. Асвета. 1987.
38. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 – 608 с., ил. Т. 1. – А – М – 1993. (стр. 567)
39. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения – М.Просвещение, 1985. – с. 5-64.
40. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. – М., 1980.
41. Скаткин М.Н., Краесвский В.В. Содержание общего среднего образования: М.: Знамя, 1981. – 96 с.
42. Сталяров Ю.С. Уроки творчества. – М.: педагогика, 1981. – 176 с.
43. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н, Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.:Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
44.Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 1995. — 40 с.
45. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ / Под. Ред. В.Д. Симоненко. – Научно-методический центр «Технология» — Брянск, 1996 – 238 с.
46.Талызина Н*Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Современная высшая школа. — М*: МГУ, 1986. -№ 2. — С. 134 — 194,
47. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. / под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: издательство БГПУ, НМД «Технология», 1998. – 238 с.
48. Тихонов А.С., Сидоров О.В. Творческий потенциал учебного проектирования / Школа и производство – 1995. № 1. – с. 22-25.
49. Трудовое обучение: Проб. учеб. Пособие для 9 кл. сред. Шк. / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.: ил.
50.Труханов А.П., Исаев В.В., Рейнова Е.В. Основы швейного производства: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 1989.
51.Труханов А.Т. Основы технологии швейного производства. – М./: Высшая школа, 1987. – 288 с.
52. Фиалко Т.М. Учимся кроить и шить. – 2-е изд. – Мн.: ХЭТОН. 1998. – 715.: ил.
53.Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учителю. — М.: Просвещение, 1985г., 224 стр.
54. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. 2-е изд., прераб. и допол. – М.: Высш.шк., 1990. – 576 с.
55. Хромов А.А., Шабрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников. / Школа и производство – 1999 № 6
стр. 32-33.
56.Хрипкова АХ., Антропова М.В.> Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М.: Просвещение, 1990г., 319 стр.
57.Цейтлин Н,Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению.М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
58.Чернякова В.Н. Методика преподавания курса "Технология обработки ткани": 5-9 : Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 125.
59. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 5, 6, 7- 9 кл. – М.: Просвещение, 2000.
60.Чернилевский Д.В. Технология обучения в средней специальной школе; учебное пособие. — Киев: Высшая школа, 1990г., 268 стр.
61.Чернякова В.Н. Методика преподавания курса "Технология обработки ткани". - М.: Просвещение, 2002г., 125 стр
62. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. — М., 1981г., 185 стр,
63. Школа и труд (соединение обучения с производительным трудом в средней школе) / Под редакцией А.И-Янцова, ПР.Атутова. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1963г., 203 стр.
64. Щеколдин А.Г., Заречная Л.П., Осадчий А.С., Краснобокий Ю.Н.Учитель трудового обучения сельской школы. Монография. — К.> 1997. -С. 236.